Система называется институт пробации, и по закону выделяются три ее вида: исполнительная, пенитенциарная и постпенитенциарная.
Первый вид относится к случаям, когда наказание не связано с изоляцией осужденных от общества, второй предусматривается в колониях и исправительных центрах для подготовки заключенного к освобождению, а третий, самый важный, для социальной адаптации и реабилитации уже после выхода из-под стражи.
Смысл системы — оказать помощь в трудоустройстве, медицинском обеспечении, получении необходимого образования, восстановлении утраченных связей с родственниками, документов и прав на имущество. Иными словами, закон позволяет вернуть заключенных в общество, не оставляя их на произвол судьбы.
Владимир Путин уже подписал закон. Основные нормы закона вступят в силу с 1 января 2024 года. При этом положения, связанные с введением постпенитенциарной пробации, заработают с 1 января 2025 года. Планируется, что институт пробации будет создан на базе уголовно-исполнительных инспекций ФСИН.
Мы поговорили с директором фонда «Протяни руку» Натальей Костиной и спросили, существовала ли ранее в российских тюрьмах поддержка заключенных.
«Все это было, конечно: и образование, и юридическая помощь, и профориентация, и психологическая поддержка. В некоторых колониях есть даже школа для будущих матерей. То есть для нынешних заключенных новый закон ничего не поменяет [речь идет об исполнительной и пенитенциарной типах пробации]», — объяснила Костина.
Главное нововведение — это постпенитенциарная поддержка бывших заключенных. Раньше после выхода из тюрьмы было очень сложно реабилитироваться — отбывшие срок в российском обществе стигматизированы, из-за чего невозможно найти работу и восстановить социальные связи. С постпенитенциарной помощью перед ними открывается ряд возможностей.
В законе говорится, что НКО могут помогать в реализации закона. Наталья подчеркивает, что в данном случае благотворительные секторы действительно могут только помогать, а не брать на себя весь объем работы. Тогда процесс пойдет гораздо быстрее.
«Этот вопрос обсуждался давно, и вот наконец-то система постпенитенциарной поддержки заработает. Мы, как фонд, занимались этим и раньше. Но одна НКО не справится с заключенными, которые выходят из тюрьмы в разных уголках России. Мы не можем связываться с каждым и помогать. А если это будет систематизировано государством, мы можем прийти на помощь: делиться опытом и идеями, обучать, устраивать на работу, давать юридические консультации. В общем, курировать какую-то часть заключенных», — рассказала Костина.
Все это поможет в будущем уменьшить рецидив — повторное совершение преступлений после заключения и возвращение в тюрьмы, считает эксперт.