Выставка открывает профессиональные перспективы для воспитанников детдомов и интернатов, в том числе с особенностями развития.
Познавательные локации
Выставка включает восемь тематических локаций, каждая из которых погружает детей в увлекательный мир науки. Волонтеры фонда рассказывают о сложном простым языком, делятся с детьми занимательными фактами. Можно ли, например, построить мост без единого гвоздя? Передать звук по веревке? Обмануть зрение?
«Моя локация посвящена архитектуре. Самоподдерживающийся мост – уникальное изобретение Леонардо да Винчи. Его легко поставить и так же просто убрать, когда надобность в нем исчезает. Это такой плетеный настил из досок, который делают из подручных материалов и без креплений», – рассказал АСИ волонтер фонда «Благо» Александр Сушков.
Конструкция дается детям не сразу. Но волонтеры подсказывают: хитроумное плетение сложится, если работать командой.
Волонтеру Оксане Завгородней досталась одна из самых востребованных локаций – «Физика вокруг нас».
«Показываю опыты с магнитом, статическим электричеством, опыты на баланс. К примеру, многие знают, как отличить сырое яйцо от вареного. Но почему сырое крутится хуже? Объясняю, что в данном случае мы имеем дело со смещенным центром тяжести. В вареном яйце все равномерно, в сыром – жидкость мобильна», – объясняет Оксана Завгородняя.
В актовом зале собрался микс-ансамбль: под классическую фортепианную партию выступают музыканты с бубнами, деревянными ложками и кахонами. В соседних кабинетах детей знакомят с Солнечной системой и электричеством, обучают основам анимации. Посетители выставки стоят (а смельчаки – даже отжимаются) на гвоздях, узнают секреты «оптических иллюзий».
«Оптические иллюзии – это про обман зрения. Этим часто пользуются, например, художники, – рассказывает детям куратор площадки, волонтер Артем Токарев. – При желании вы сможете освоить такую технику».
«Из школы уходит визуализация»
Выставка «Невозможное возможно» проводится в рамках проекта «Чему не учат в школе. Профессиональные перспективы», реализуемого благодаря гранту АНО «Образ будущего». Экспозицию уже увидели 350 детей, проживающих и учащихся в Павловской школе-интернате № 2, Семилукском центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, Аннинской специальной общеобразовательной школе, Воронежском интернате № 3 для слепых и слабовидящих детей и Бобровской школе-интернате для детей-сирот. Впереди – еще несколько адресов.
«Школа действует строго в рамках учебной программы, и не всегда у педагогов есть возможность для проведения факультативных занятий, где как раз и можно было бы экспериментировать, сложное раскладывать на простое. Да и учителей, которые могут заинтересовать детей, сделав свои уроки «живыми», несмотря на рамки программы, не так много. Из школы уходит визуализация», – отмечает руководитель фонда «Благо» Ирина Котова.
По ее мнению, в детских домах и интернатах таких «живых» уроков особенно не хватает. Эти учреждения, как правило, учат по упрощенной программе или только по учебникам. Разнообразить ведение того или иного предмета практикой почти что невозможно – нет материально-технической базы. В результате у детей складывается ощущение, что учиться — это скучно и в жизни никак не пригодится.
«Большинство интернатов в Воронеже – «девятилетки». Окончив 9 классов, дети идут в техникумы, где им предлагают ограниченный набор специальностей.
Многие выпускники соцучреждений — из неблагополучных семей, где ими не занимались. У таких детей зачастую нет особого интереса к учебе, а ведь хочется, чтобы они тоже углубляли знания и имели возможность получать высшее образование и обучаться тем профессиям, которые их заинтересуют.
Для этого им надо рассказать, а какие вообще есть профессии, кроме, условно, повара и сварщика, и какие знания нужно накопить, чтобы получить работу мечты. С этой целью мы и проводим выставку-лабораторию», – объясняет Ирина Котова.
В Бобровской школе-интернате вопросу профориентации уделяют внимание: к примеру, недавно в учреждении прошла выставка рисунков, посвященных профессиям.
Тем не менее, по словам заместителя директора по воспитательной работе интерната Тамары Шабалиной, помощь со стороны фондов неоценима, ведь их проекты не дают не только новые знания, но и новый опыт социализации и коммуникации.
В рамках проекта «Чему не учат в школе» проводятся также профориентационные и деловые игры.