Межсекторную конференцию «НКО-консультации: грани развития» провел Центр гражданского анализа и независимых исследований (ГРАНИ). Она прошла 19 апреля в Центре «Благосфера» в Москве.
Конференция – часть проекта «Усиление общественных приемных и консультаций для граждан: ориентир на развитие», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов.
В центре ГРАНИ хотят обратить внимание на феномен, который всегда остается незаметным – консультирование некоммерческими организациями граждан, организаций, друг друга, отметила Светлана Маковецкая, директор центра ГРАНИ. Это одна из самых массовых услуг НКО. Что нужно, чтобы консультирование развивалось качественнее, постарались разобрать на пленарном заседании «Новые грани страны советов: кто заинтересован в развитии консультационного сервиса НКО, и что влияет на состояние и результативность НКО-консультаций для граждан».
Консультации и гранты
Грантодающим фондам важно получать качественные заявки. Чтобы это сделать, можно запускать онлайн-курсы, онлайн- и видеоконсультирование, рассказал Михаил Комиссаров, генеральный директор Центра поддержки гражданских инициатив и развития некоммерческого сектора экономики Челябинской области. Но это помогает только создать технически корректную заявку, а чтобы добиться ее хорошего исполнения, нужно помогать НКО развиваться на местах.
Поэтому работа ресурсных центров в этом направлении, в том числе консультационная, должна быть не проектной, а системной.
По словам Комиссарова, для этого стоит подумать о специальных конкурсах грантов и субсидий и специализированной внеконкурсной поддержке ресурсных центров.
Консультации и Минэкономразвития
В Минэкономразвития постоянно приходят запросы, на которые сложно ответить, потому что в указанных дефинициях они не существуют, уточнила Татьяна Евлампиева, начальник отдела Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России. Например – как вы помогаете людям с инвалидностью? По словам Евлампиевой, это помощь в целом – создается доступ к услугам и инфраструктура, и нет способа выделить оттуда то, что касается отдельной группы. С консультированием НКО то же самое – это пока не выделенная часть жизни.
Касательно доступа негосударственных поставщиков на рынок услуг в социальной сфере в части консультирования возникают различные барьеры, специфичные для каждой отдельной отрасли. Например, в здравоохранении консультирование зашито в услугу, связанную с тестированием, и вычленить ее, чтобы привлечь НКО, отдельная техническая задача. Ее сейчас решает Минфин.
Все это приводит к тому, что Минэкономразвития не может консультировать НКО-поставщиков по всем отраслям. По словам Евлампиевой, в этом министерству нужна помощь поставщиков и ресурсных центров: они могли бы обращаться в Минэкономразвития с проблемами, возникающими с консультированием в той или иной отрасли. А Минэкономразвития в свою очередь поставило бы себе задачу их решить и делало это вместе с профильными министерствами.
К тому же нужно работать над ситуацией, в которой специфические консультации НКО, востребованные гражданами на местах, не стыкуются с прописанными и регламентированными услугами государства. Пока их сложно вписать в систему с бюджетными средствами, но решить это может помочь соцзаказ, пока только пилотируемый.
Консультации и обучение
В сфере помощи людям с ВИЧ консультирование – один из основных и эффективных подходов, отметил Денис Камалдинов, председатель правления «Гуманитарного проекта». При этом в сфере распространено равное консультирование, и найти человека, который может стать равным консультантом, можно среди людей, которым помогают профильные организации. Например, «Гуманитарный проект» периодически вешает в местном центре СПИДа объявление о наборе равных консультантов, и к ним приходят социально мотивированные люди, которые хотят помогать.
Однако просто дать им возможность проводить консультации организация не может, у нее выстроена целая система подготовки будущих равных консультантов. Их обучают на тренингах и семинарах, они сдают экзамены и проходят стажировки с супервизией. И только потом могут начать консультировать.
Подготовка консультанта, по словам Камалдинова, очень долгий и трудоемкий процесс. Он требует много ресурсов, которые не всегда понятно, где брать. И при этом получить государственное финансирование на оплату работы равного консультанта нетрудно, а вот на их обучение уже сложнее.
Консультации и необходимые материалы
На конференции центр ГРАНИ представил материалы по консультированию, разработанные в проекте.
Консультации – разнообразная деятельность, но в центре постарались собрать всю возможную информацию, которая будет полезна и консультантам, и менеджменту, организующему консультационную деятельность. Материалы начали готовить с обзора нормативно-правовых требований: к организационно-правовой форме, информационной открытости, пожарной безопасности и так далее.
В материалах есть пакет методичек для повышения квалификации консультантов, пакет «коробочных», то есть готовых, решений для организации работы общественных приемных, рекомендации для ресурсных центров, как они могут помогать другим НКО лучше настраивать консультационную деятельность. Все предложенные решения в центре взяли из практики.
Готовые материалы и прототипы, которые еще нужно тестировать, можно найти в папке, позже их опубликуют на специальном сайте.