Обращение Нюты Федермессер
19 апреля руководитель Центра паллиативной помощи и учредитель Благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер обратилась к министру здравоохранения Михаилу Мурашко, председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко, уполномоченной по правам ребенка Марии Львовой-Беловой и другим чиновникам с просьбой обратить внимание на ситуацию, которая сложилась в ПНИ №10 Санкт-Петербурга, где в последнее время умерли семеро подопечных.
«Я прошу вас, сделайте так, чтобы Леша Дельвари стал последним умершим от равнодушия опекуна. Чтобы смерть этого ребенка-сироты вчера, в апреле 2023 года, на Пасхальной неделе, что-то изменила», — отметила Нюта Федермессер.
По ее словам, истинная причина смерти ребят — в крайней степени истощения и в отсутствии должного ухода за детьми-сиротами. «В некоторых интернатах стоимость пребывания одного ребенка в месяц свыше 120 000 рублей. Это серьезные деньги. Пребывание тяжелобольного ребенка в семье стоит дешевле. А в интернате одна санитарка на 10-15 человек просто физически не успевает их всех накормить, переодеть, погулять с ними. Каждого обнять», — считает Федермессер.
Руководитель Центра паллиативной помощи предложила также установить такие показатели эффективности для работы директоров ПНИ, как:
— развитие форм социального обслуживания, которые стимулируют сохранение ребенка в семье и возвращение в семью (дневная форма, пятидневная форма);
— стимулирование родителей забирать детей на выходные и праздничные дни, совместное проведение отпуска, каникул;
— взаимодействие с волонтерскими и благотворительными организациями;
— коэффициент обеспеченности детей значимыми взрослыми-волонтерами;
— количество детей, которые учатся за пределами интерната.
Видео получило широкую огласку в СМИ и НКО-сообществах, после чего Прокуратура Невского района Санкт-Петербурга инициировала проверку психоневрологического интерната № 10. Кроме того, как сообщает ТАСС, уполномоченная по правам ребенка Мария Львова-Белова также обратилась в компетентные органы.
В самом ПНИ №10 комментировать ситуацию АСИ отказались, отметив: «В данный момент Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга проводит проверку в отношении нашего учреждения. Все комментарии после проверки».
20 апреля стало известно, что в СКР возбуждено уголовное дело о «причинении смерти по неосторожности» (ч. 3 ст. 109 УК РФ).
Обращение благотворительной организации «Перспективы»
Команда «Перспектив» рассказала АСИ о своих подопечных, которые умерли в ПНИ, о недочетах законодательства, также повлиявших на ситуацию, и предложила необходимые меры по решению проблемы.
По словам Екатерины Таранченко, исполнительного директора «Перспектив», анализ данных организации показал, что средний срок жизни подопечных в ПНИ №10 в последние годы составлял от полугода до 3-4 лет.
«Ситуация в интернате в основном такая, что ребята лежат все время на кровати, некоторые не выходят на улицу по несколько лет. Из-за отсутствия вертикализации у них развиваются заболевания, а из-за эмоциональной депривации – депрессивные состояния.
Они утрачивают прежние навыки, теряют интерес к жизни, перестают бороться за нее, ухудшается их физическое состояние. Их вес продолжает снижаться, а для людей с дефицитом массы тела потеря даже двух килограммов критична», – отмечает Екатерина Таранченко.
Еще одна особенность проживания в интернате, как сообщают в «Перспективах», — слишком частая госпитализация, которая усугубляет и без того тяжелое состояние подопечных: в незнакомой для них среде, без необходимого ухода они испытывают еще больший стресс и истощаются; нередко это приводит к смерти.
«Их госпитализировали при любых признаках недомогания: главное — чтобы человек умер не в интернате. При этом неспособных самостоятельно двигаться и говорить людей отправляют без сопровождения.
Даже в приемном покое такой человек, как правило недееспособный, находится совсем один, без какого-либо представителя. Мы понимаем, как плохо тому, кто не может сам попросить о помощи, не может попросить даже попить, находится совершенно один в чужом месте. И вот, пройдя через этот тяжелый этап приемного покоя, человек попадает в отделение, где тоже нет рядом того, кто знает, как с ним коммуницировать, знает его особенности, его предпочтения. Все подопечные, о которых идет речь в обращении Нюты Федермессер, прошли через госпитализацию, а некоторые даже через несколько, и умерли в больнице», – сообщается в официальном заявлении «Перспектив».
По мнению сотрудников НКО, одна из главных причин проблемы – в нехватке персонала.
По данным «Перспектив», за 25 подопечными с тяжелыми нарушениями в отделении ухаживали всего два специалиста.
Ранее вместе с Комитетом по социальной политике и сотрудниками психоневрологических интернатов «Перспективы» разработали концепцию отделений интенсивного развивающего ухода. Однако на уровне правительства города положение не было утверждено. Дополнительный персонал в ПНИ №10 появился, но ненадолго.
В других интернатах, как отмечают «Перспективы», такой ситуации нет. Например, в ПНИ №7 работают в связке сотрудники интерната и НКО. Еще лучше обстоят дела в домах и квартирах сопровождаемого проживания, где подопечные живут в комфортных условиях, а за ними ухаживают социальные работники.
«Это совсем другая история: они там расцветают, превращаются в улыбчивых людей, которые живут жизнь, а не лежат и смотрят в потолок», – говорит Екатерина Таранченко.
«Но есть и такие интернаты, которые вообще не открывают свои двери для волонтеров и в которых люди умирают «по-тихому». Никакие обращения к учредителю (Комитету по социальной политике) не помогают преодолеть позицию местного «императора»-директора (например, такая ситуация в ПНИ № 4)», — утверждают в организации.
Ситуацию, сложившуюся в ПНИ №10, «Перспективы» считают системной. В связи с этим НКО предлагает следующие меры решения проблемы:
1) поддержка института домов сопровождаемого проживания;
2) соблюдение в регионе нормативов штатной численности сотрудников интернатов;
3) утверждение на региональном уровне Положения об отделениях интенсивного развивающего ухода в ПНИ;
4) сотрудничество интернатов с НКО и волонтерами;
5) профессиональное амбулаторное сопровождение людей с тяжелыми нарушениями специалистами из профильных медицинских организаций;
6) обеспечение интернатами обязательного сопровождения проживающих там людей при их госпитализации в больницы.
«В социальной политике Санкт-Петербурга принимаются меры по всем этим направлениям. Тем не менее требуются ясные зафиксированные решения города, которые потребуют от любого интерната их соблюдения. Пока таких решений нет, мы продолжаем отчаянно провожать ребят, которых не сумели спасти», – говорится в заявлении «Перспектив».