Эксперт фонда «Эмпатия» Михаила Шелкова и Высшей технической школы (Тула)
Рефлекс цели
Для любого действия в жизни – будь то домашние дела или задачи по работе – необходим импульс. Такое побуждение, заставляющее нас что-то делать, называется мотивацией. Даже чтобы просто встать утром с кровати, понадобится внутренний толчок или «рефлекс цели», как его называл известный российский академик и лауреат Нобелевской премии Иван Павлов.
Ученый определял «рефлекс цели» как стремление к обладанию «раздражающим», не дающим покоя, предметом и считал, что это основная форма жизненной энергии каждого из нас.
Однако на пути к выполнению цели могут встать лень, прокрастинация, стресс или отстраненность. Взрослый человек справляется с подобными препятствиями осознаннее, а вот ребенку понадобится помощь.
Основы мотивации и умение делить сложные цели на небольшие закладываются в школе. Дома тоже важно поддержать стремление ребенка получать новые знания и достигать успехов в учебе, но у учителя определенно больше средств стимулировать интерес к урокам. Именно поэтому хороший педагог – немного психолог, немного актер. Ему нужно не просто преподнести информацию, но удостовериться, что материал усвоен, найти подход и достучаться до каждого ученика. И простые тесты на знание темы подходят не всегда.
Приемы для привлечения внимания во время урока
В моем курсе по поддержке мотивации для школьников есть приемы по привлечению внимания, которые сработают лучше, чем просто вопрос, выучен урок или нет:
- Предложить поменяться тетрадями, проверить и исправить ошибки в работах друг друга. Такой прием дает сильный мотивирующий эффект: ученики повторяют материал, лучше усваивают его, пробуют роль учителя, меньше переживают за результат и больше наслаждаются процессом за счет ухода от рутинного формата урока. А учителю к тому же облегчают проверку.
- Предложить ученику подготовить дополнительные вопросы по изученной теме, которые затем он представит в классе в виде теста или кроссворда. Тогда школьник с азартом пытается подловить своих одноклассников на знании необычных фактов, за счет чего погружается в материал.
- Прием «Лови ошибку». Объясняя материал, учитель намеренно ошибается. Сначала он предупреждает учеников заранее, договаривается, что будет условный знак интонацией или жестом, когда что-то неверно. Затем постепенно переходит к тому, что дети сами замечают и находят ошибки. Это отлично тренирует внимание учащихся, развивает критическое мышление и самостоятельный анализ.
- Игровые приемы. Здесь все просто: однотипная и длительная работа быстро утомляет, а играть и разгадывать загадки интересно в любом возрасте. Поэтому при необходимости проделать много однообразных упражнений нужно облечь их в игровую форму, в которой эти действия выполняются для достижения цели игры. Однако злоупотреблять таким весельем не стоит, ведь оно тоже быстро надоедает.
Важно, что во всех приемах основной акцент делается на личном результате. То есть ценность заключается не в отличной успеваемости для статистики по школе, а в степени вовлеченности каждого ребенка в предмет и процесс обучения.
Любой ученик двигается по своей собственной траектории, поэтому даже если на фоне одноклассников его прогресс не так заметен, лично для него результат может стать достижением. Получается, что даже для системы массового государственного образования, где учителю физически сложно уделить во время урока внимание каждому школьнику, эти небольшие приемы помогают сделать материал доступнее и понятнее разным детям.
Приемы для мотивации за пределами школы
И все же тренировка мотивации не ограничивается временем, проведенным в классе. Работа после уроков – это тоже важная часть обучения. Благотворительный фонд «Эмпатия» Михаила Шелкова совместно с тульской Высшей технической школой не первый год проводит программы для школьников и составил собственный список приемов воспитания мотивации за пределами школы.
- Метод «Ситуация успеха» на примере молодежного инженерного акселератора «Мастерская. Салда 2.0»
«Ситуация успеха» строится на том, что взрослые помогают школьникам создать проект, результат которого станет частью их жизни. По такому принципу работал молодежный инженерный акселератор «Мастерская. Салда 2.0» – проект «Эмпатии» и ВТШ, позволяющий подросткам воплотить в жизнь идеи по развитию своего города.
В течение девяти месяцев 54 школьника разрабатывали реальные проекты для улучшения жизни в двух городах Свердловской области. Многие школьники пришли в мастерскую без навыков работы со сложными информационными технологиями, а в команде смогли создать полезные проекты. Четыре команды-победителя получили по итогам акселератора методическую и финансовую поддержку на реализацию своих идей.
Благодаря школьникам в Верхней Салде открылась четвертая в России детская школьная «Точка кипения», а в городском парке появится современная площадка и велодорожки.
Здесь работают несколько приемов: предвосхищение успеха в процессе работы, констатируемый успех с возможностью пережить радость признания, а также обобщающий успех. Последний дает уверенность, чувство защищенности и опоры на самого себя. Причем с результатами своего труда дети сталкиваются каждый день, в буквальном смысле, проходя мимо.
- Метод «Соревнование» на примере регионального этапа конкурса «Умницы и умники» в Свердловской области
Метод, при котором естественная потребность к соперничеству направляется на воспитание нужных школьнику качеств.
Соревновательный метод — один из ключевых в известной всероссийской телеолимпиаде «Умницы и умники». Фонд Михаила Шелкова весной 2023 года выступил соорганизатором первого за всю историю передачи отбора на Урале. Финал регионального этапа пройдет в мае по правилам телевизионной олимпиады: с полуфинальными и финальными агонами, орденами, агонистами и теоретиками. Победителями станут три десятиклассника, которые получат денежные призы и отправятся на съемки в Москву, чтобы побороться за возможность поступить в МГИМО.
Соревнуясь между собой, школьники учатся выстраивать отношения даже со своими конкурентами, не поддаваться волнению, распределять силы и импровизировать.
Здесь главное далеко не победа: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, участники получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.
- Метод проектных смен на примере программы «Наука в регионы × Эмпатия» совместно с Фондом развития физтех-школ
Среди разных методик обучения особое место занимает работа над проектами, в которых задействованы сразу несколько дисциплин, и конечная цель сформулирована обычно широко и сложно. Поэтому во время проектных смен акцент делается на обучении поиску нужной информации из разных сфер и умении конструировать из нее систему, на развитии творческого мышления, умении определять проблему и подбирать для нее наиболее простое и эффективное решение.
Именно такие навыки развивали ученики 8-9 классов из Свердловской области и Пермского края в эти весенние каникулы во время поездки на бесплатную образовательную смену. Ребят ждала программа по физмату и IT на базе МФТИ от Фонда Михаила Шелкова и Фонда развития физтех-школ.
Первая часть смены была посвящена предметным лекциям и семинарам, вторая – научно-популярным лекциям и интенсивным занятиям по созданию собственных проектов. Участники ставили сложные физические эксперименты и с нуля программировали Telegram-боты. На смене была также специальная секция для педагогов, которые обучались у методистов Физтех-лицея тому, как вовлекать своих учеников в проектную деятельность.
Все эти программы дают не просто возможность использовать полученные знания в школе, на олимпиадах или конференциях, но и учат воспринимать учебу как удовольствие.