В конце апреля Центр проблем аутизма в сотрудничестве с научным сообществом Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) провел традиционную международную научно-практическую конференцию «Аутизм. Вызовы и решения». АСИ послушало семинар поведенческого аналитика из США Барбары Гросс «Действия по обоюдному согласию, инвалидность и ABA: чему мы можем научиться у картофеля фри, чая и пиццы».
Что такое согласие
У «согласия» много определений, но в общем это ситуация, когда один человек дает другому человеку разрешение на то, чтобы что-то сделать, или на то, чтобы что-то произошло, рассказывает Барбара. Тема согласия не всегда завязана на сексуальных отношениях.
В согласии сочетаются определенные особенности:
- Согласие – это класс функционального отклика, то есть форма согласия у каждого человека может быть разной. Например, человек может сказать «да», а может кивнуть или улыбнуться, показывая, что ему что-то нравится. Или отозвать согласие покачиванием головой или словом «нет».
- Согласие дается под «аппетитивным» контролем, когда у человека «есть аппетит» в отношении чего-либо. То есть человек соглашается, потому что этого хочет, а не потому что его вынуждают.
- В согласии комбинируются значения «мне это нравится, и я этого хочу». При обоюдном согласии нужно, чтобы и другой человек выразил то же самое.
- Согласие реагирует на изменения. Это означает, что согласие всегда можно отозвать, если поменялись обстоятельства или произошло что-то другое, после чего человеку больше не хочется делать то, на что он дал согласие.
«Люди должны учиться волеизъявлению, чтобы они могли говорить и показывать, что им нравится и то, что им не нравится. Это напрямую относится к предотвращению насилия», – замечает Барбара.
Как объяснить, что такое согласие
Для легкого объяснения, что же такое согласие, Барбара советует обратиться к ролику о чае. Идея проста: нужно представить, что вы приглашаете кого-то на чай.
И если человек говорит «да, я хочу чай», вы вместе его пьете и все хорошо. Но если человек сказал «ну, может быть», это означает, что он вправе и не пить чай, даже если вы его уже приготовили. Кроме того, пока вы готовите чай, человек может перехотеть пить – и это не означает, что вы должны попытаться насильно залить ему в рот этот чай. Это снова говорит о том, что согласие может прекратиться.
Более того, если человек согласился попить чай в субботу, это не означает, что он будет согласен пить чай в воскресенье, понедельник или любой другой день после. А если человек спит, находится без сознания или под воздействием чего-либо, никакой чай ему не нужен, и он не может дать на него согласие в таком состоянии.
Барбара добавляет: для согласия важна информированность человека, он должен понимать, на что соглашается. Поэтому если вы приглашали его на чай, а приготовили кофе, он спокойно может отказаться – согласие он давал совершенно на другое.
Другой способ поговорить о согласии – обратиться к картофелю фри. В США слово fries используют как акроним, где:
- f – свобода согласия, которое должно даваться без принуждения;
- r – обратимость согласия, когда человек в любой момент может передумать и сказать «нет»;
- i – информированность о том, на что дается согласие; человек должен точно понимать, что ему предлагают, не спать и не быть без сознания;
- e – эмпатия, когда согласие не всегда означает, что человек в этом заинтересован, но дает согласие, потому что ему это нужно. Например, поход к стоматологу;
- s – специфичность, в которую вкладывают конкретное предложение, на которое человек соглашается. Например, он согласен прийти к вам поужинать, а вот сидеть после и разговаривать в течение трех часов он не согласен, этой договоренности не было.
Еще одна метафора для объяснения согласия – пицца. Человек покупает пиццу, потому что голоден, а не потому что он покупает ее каждый вторник после обеда или еще почему-то. Если пиццу едят двое, им нужно договориться, какая она будет – с ананасами или нет, найти то, что подходит двоим. И как только они поели и голод проходит, взаимодействие прекращается.
Что мешает согласию
На практике в помощи людям с аутизмом родители и практикующие специалисты не всегда делают достаточно, чтобы сотрудничать, считает Барбара.
По ее мнению, чаще всего они приходят и говорят, как делать правильно, не получая согласия человека. По примеру с чаем нужно помнить, что согласие не длится постоянно и помогающему человеку нужно регулярно проверять, сохраняется ли договоренность.
Люди существуют в кругах общения, рассказывает Барбара, есть индивидуальные круги (человек и родитель, например), микросистемы (человек и его сотрудники) и экосистема (профессиональное сообщество). И часто бывает так, что помогающий специалист или родитель лишает человека самостоятельного выбора и сужает эти круги.
Например, в практике Барбары была ситуация, когда с ней связались работники дома престарелых и сообщили, что один постоялец постоянно со всеми ссорится и ничего не хочет делать. Она стала разбираться: а есть ли у него какой-то выбор, чем заняться? Там пожали плечами. Тогда она уточнила, как там кормят постояльцев? Там ответили, что они едят то, что им приготовили. Либо едят, либо не едят – и это, по словам Барбары, не выбор. Они дали бы людям выбор, если бы готовили сэндвичи с курицей и сэндвичи со свининой. Тогда бы человек дал согласие на то, чего ему хочется.
В локальных взаимодействиях также часто бывает, когда специалист или родитель отвечает вместо ребенка или взрослого: мол, я и так знаю, что тебе лучше и что тебе нравится. Так они забирают возможность человека говорить за себя.
А важно, говорит Барбара, учить человека идентифицировать свои чувства, замечать, что ему нравится, а что не нравится – тогда он сможет давать согласие. А для того, чтобы он понял, чего ему хочется или не хочется, нужно давать выбор и пробовать новое. Если этого выбора – сходить на прогулку или поиграть с собаками – нет, человек не сможет понять, что ему нравится.
А если нужно получить согласие на что-то обязательное – например, пристегнуть в машине ремни безопасности – важно рассказывать, почему это нужно делать: это дает те необходимые для согласия информированность и специфичность.
Конференция «Аутизм. Вызовы и решения» ежегодно собирает врачей, психологов, педагогов и специалистов смежных специальностей из разных стран мира, чтобы обсудить актуальные направления в области аутизма. Подробнее о прошедшей конференции можно узнать в группе «ВКонтакте».