14 июня на Петербургском международном экономическом форуме прошла дискуссия «Развитие инклюзивного сообщества: трехсторонний диалог о роли инклюзии в развитии человеческого потенциала России». Там эксперты от государства, бизнеса и НКО представили свое видение настоящего и будущего инклюзии.
Тема инклюзии отражает отношение общества и государства к своему будущему, говорит Александр Бугаев, первый заместитель министра просвещения Российской Федерации. В долгое советское время вопросы социализации и трудоустройства людей с инвалидностью замалчивались, но сейчас, говорит Бугаев, это не так. Государство, по его словам, предпринимает огромные усилия для развития темы, но многое еще предстоит сделать.
Инклюзия важна не только в образовании, ее ценность и в возможности для самореализации каждого человека. В этом смысле Бугаев приводит в пример чемпионат «Абилимпикс».
«Для нас это не просто чемпионат, а серьезное содержательное движение, которое своим существованием показывает не просто отношение общества и государства к вопросу трудоустройства и самореализации людей с инвалидностью, а некую человечность», — отмечает Бугаев.
У государства есть план, по которому оно будет двигаться в развитии инклюзии. Там хотят создавать условия, в которых каждый мог бы на равных самореализовываться. Например, по словам Бугаева, ни одну новую или прошедшую капремонт школу не принимают, пока там не создадут специальные условия для доступности детям с инвалидностью.
Еще одна возможность для самореализации людей с инвалидностью — социальное предпринимательство. Социальный предприниматель — это не только человек, который оказывает какие-либо услуги людям с инвалидностью, говорит Татьяна Илюшникова, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. По ее словам, человек с инвалидностью сам может создать свое социальное предприятие, а министерство его поддержит, достаточно обратиться в центры инноваций социальной сферы.
Ретейл часто воспринимают как точку для торгово-экономических взаимоотношений, но это еще и социальное пространство, считает Анна Мелешина, член правления, директор по корпоративным отношениям и устойчивому развитию бизнеса ПАО «Магнит». В магазинах люди проявляют культуру потребления и общения. И компания заинтересована не только в финансовой окупаемости, но и в построении долгосрочных отношений с потребителями.
«Магнит» встал на путь развития инклюзии, думая про доступность своих услуг и возможность равноправного пользования этими услугами. Там стали обучать сотрудников корректно общаться с людьми с инвалидностью и надеются, что это останется в культуре компании. И в будущем поможет улучшать качество сервиса и работы.