Привлечение пожертвований в криптовалюте – тренд, который наблюдается в фандрайзинге некоммерческих организаций последние несколько лет.
«Эта тема поднимается в секторе уже около полутора лет. Это происходит из-за того, что число пожертвований благотворительных организаций в последнее время сократилось в среднем до 30%», – говорит Наталья Малафеева, директор по маркетингу фонда «Друзья».
Также интерес к привлечению пожертвований в кибервалюте может быть связан с освоением новых цифровых технологий. Такие решения позволяют настроить автоматизацию, упростить и ускорить некоторые процессы.
Есть ли спрос на привлечение криптовалюты у российских НКО?
Сейчас каждый десятый благотворительный фонд в США собирает пожертвования в криптовалюте. В России пока таких примеров немного, хотя у криптофилантропии большой потенциал, говорит Малафеева.
Исследование, которое фонд «Друзья» проводил в 2021-2022 году, показало, что 46,7% опрошенных НКО хотели бы принимать пожертвования в криптовалюте. Но внедрять такие механизмы на практике планирует только каждая десятая НКО.
63,3% организаций, участвовавших в исследовании, обеспокоены неопределенностью юридического статуса криптовалют в России, 60% сталкиваются с техническими сложностями. Около 50% не понимают, как корректно отчитываться за такие средства.
Как связаны пожертвования в криптовалюте и NFT?
«Сейчас единственным легальным инструментом по привлечению криптовалюты для НКО в России является NFT», – объясняет Наталья Малафеева.
NFT (non-fungible token, невзаимозаменяемый токен) – уникальный сертификат цифрового объекта. Покупка такого сертификата будет означать, что права на объект цифрового пространства принадлежат теперь покупателю.
NFT – уникальный объект со своей собственной ценой, не имеющий аналогов. В него вшиты данные о владельце и тот набор прав, который предоставляется токеном.
Купить NFT можно только за криптовалюту и только на специальных маркетплейсах, которые специализируются именно на продаже NFT. Фандрайзинговые платформы, соцсети, сайты НКО для этого не подойдут.
С правовой точки зрения, в России нельзя продавать товары и услуги за криптовалюту, поэтому русскоязычных маркетплейсов для NFT пока нет. Чтобы реализовывать NFT-проекты, российским НКО нужны агенты или иностранные представители, действующие в других странах.
Опыт фонда «Друзья»
Фонд «Друзья» решил создать и продавать собственную NFT-коллекцию, чтобы понять, как работают механизмы продажи, сбора средств и вывода криптовалюты на практике. Так появился проект «Токены друзей».
Фонд выпустил NFT-коллекцию «Безграничные горизонты» – это серия фоторабот юриста Романа Бевзенко. Каждая фотография – отдельный цифровой арт-объект, который можно приобрести на маркетплейсе для NFT Foundation за специальную криптовалюту ETH (Ethereum).
Фото: Jonathan Borba / Unsplash
Каждой работе присваивается стоимость и специальный статус: открытый тираж (работа может быть продана неограниченное количество раз), аукционный лот (работа продается в единственном экземпляре, но пользователи сами предлагают цену) или лимитированный токен (работа продается в единственном экземпляре по фиксированной цене).
«Если вы хотите привлечь новую платежеспособную аудиторию, у которой есть криптокошельки, и эти люди готовы стать сторонниками организации, важно найти автора с именем, работы которого захочется приобрести и просто так, безотносительно того, что это благотворительность», – продолжает Наталья Малафеева.
В ходе проекта «Друзьям» удалось собрать 60 тысяч рублей. Этот опыт показал, что аудитория криптодоноров по-прежнему плохо изучена и недоступна, а маркетинговую кампанию такого проекта нужно продумывать, как и любую фандрайзинговую акцию. Полные результаты скоро опубликуют на сайте проекта.
Организовать проект «Токены Друзей» фонду помогла команда D&A Partners (бюро правового, стратегического и экономического консалтинга). Ее специалисты выступили в роли интеллектуальных волонтеров. Они помогли разработать транзакционную модель, привлечь партнерские организации и создать библиотеку знаний.
О чем важно помнить, выпуская NFT-коллекцию?
Если НКО работает на территории РФ и хочет выпустить NFT-коллекцию с автором из другой страны (если это страна, где можно покупать и продавать товары за криптовалюту), то ограничений нет. Автор NFT размещает на маркетплейсе от своего имени коллекцию, получает за нее средства, а потом – переводит деньги НКО по договору пожертвования.
Если автор живет в России, то нужны посредники. Это могут быть агентства, специализирующиеся на продаже NFT-искусства. Как правило, они действуют в юрисдикции сразу нескольких стран, поэтому все процессы легальны. Агентство принимает криптовалюту на свой кошелек, а затем жертвует полученную сумму НКО по договору пожертвования.
Сейчас на сайте проекта «Токены друзей» есть информация, полезная для российских НКО, которые захотят повторить опыт с продажей цифрового искусства: как сформировать маркетинг для NFT-дропа, как выбрать маркетплейс, как и за сколько продавать работы и т.д.
Финансовый вопрос
Собирать криптовалюту можно на разные цели. Это могут быть основные проекты, фандрайзинговые цели, адресный сбор и т.д. Но важно помнить, что зачисленные пожертвования в криптовалюте (без перевода в рубли) можно использовать легально только в определенных целях: например, выплатить до 20% зарплаты сотрудникам в криптовалюте.
Чтобы использовать криптовалюту на любые цели, ее нужно перевести в реальные деньги. Единственный легальный способ – обменник. По договору оферты происходит обмен, а деньги приходят на расчетный счет фонда.
«Мы готовы показать весь пул документов по запросу и рассказать, из каких блоков состоит договорная цепочка, как оформлены отношения с художником и агентством, которое специализируется на продаже NFT-искусства», – говорит Наталья Малафеева.
Встречи медиаклуба «АСИ-Благосфера» — часть проекта «НКО-профи: информация, знания, практики», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Медиацентр «АСИ-Благосфера» организован Центром «Благосфера» и Агентством социальной информации. С помощью разных медиаформатов он продвигает в обществе идеи благотворительности, социальной ответственности, социальной активности граждан. Один из таких форматов – медиаклуб, в котором проводятся обучающие, дискуссионные и просветительские мероприятия для НКО, сообществ, граждан.