С 2020 года Общественная палата РФ (ОП РФ) совместно с агентством «РАЭКС-Аналитика» выпускает рейтинг «Регион-НКО», рассказали эксперты на сессии «Лаборатория регионального рейтинга “Регион-НКО”» на форуме «Сообщество», который проходит в Якутске.
«Главная цель рейтинга – улучшить развитие некоммерческого сектора в регионах России», – говорит председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора, директор Агентства социальной информации Елена Тополева-Солдунова.
Информацию для рейтинга берут не только из открытых источников, но и от партнеров из органов власти. Эксперты ОП РФ используют около 20 разных источников. НКО оценивают по 58 разным показателям и 150 метрикам.
Методы исследования могут меняться, если это поможет сделать рейтинг более объективным. Если раньше эксперты брали информацию об НКО из соцсетей, то сейчас нашли более объективные показатели – например, «Яндекс-метрику».
О чем расскажет рейтинг
Главное, что должен показать рейтинг, – какой потенциал есть у НКО в регионах и как организации используют его при взаимодействии с гражданами, бизнесом, СМИ, чиновниками, говорит генеральный директор рейтингового агентства «РАЭКС-Аналитика» Дмитрий Гришанков.
«Рейтинг – это самая полная база данных по некоммерческому сектору в регионах страны», – уверен эксперт.
Оценивают разные показатели: сколько денег привлекают НКО в свой регион, насколько они устойчивы, активны ли местные НКО, участвуют ли они в грантовых конкурсах, как обстоят дела с медиаактивностью, какова социальная значимость организации, сколько у нее сотрудников и волонтеров в организациях и другие.
Результаты рейтинга «Регион-НКО» показывают: в стране за последние годы понемногу растет число зарегистрированных СО НКО. Увеличился и размер суммарных сборов пожертвований всех НКО в России – в 2022 году произошел прирост на 60,7%. На 26% увеличилась суммарная выручка всех НКО, полученная от оказания услуг, на 13,1% – численность волонтеров, которые помогают некоммерческим организациям.
В разных регионах – разный уровень развития НКО, отмечает Тополева-Солдунова. Иногда разрыв достигает сотен и даже тысяч раз. Снизить уровень этой диспропорции – такое поручение дала зампред правительства Татьяна Голикова после заседания Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Минэкономразвития.
Результаты рейтинга эксперты рассылают главам всех регионов страны, выпускают доклад, публикуют электронную версию. Региональные НКО анализируют данные, определяют точки роста и «дефициты», формируют или обновляют свои дорожные карты, которые в итоге помогают реализовать потенциал НКО и укрепить некоммерческий сектор в регионе.
Успешный опыт Приморья
Один из лидеров рейтинга на Дальнем Востоке – Приморский край, который улучшил свои позиции в свежем рейтинге по многим критериям.
«Мы проанализировали результаты рейтинга и сделали проект «Дальневосточная сеть ресурсных центров – антикризисный ответ», его поддержал Фонд президентских грантов. Мы разработали сценарий стратегических сессий и пригласили все партнерские ресурсные центры из субъектов Дальневосточного федерального округа», – рассказывает руководитель ресурсного центра поддержки СО НКО в Приморском крае, директор АНО «Развитие» Светлана Баженова.
По ее словам, иногда трудности возникают как раз из-за отсутствия общего вектора и сплоченности, говорит эксперт. «Ресурсные центры сами себе ставят задачи, нам никто не говорит, куда двигаться. Но чтобы понимать, куда мы ведем НКО, надо выстраивать сотрудничество с бизнесом, активистами, властью. Для этого надо понимать, что мы из себя представляем».
На сессии регионы определили проблемы местных НКО и направления работы. Потом была большая сессия в Приморье, там коллеги делились успешными практиками и «все вместе думали, как использовать результаты рейтинга». По каждому показателю, говорит Баженова, придумали меры, которые могут работать в конкретном регионе.
«Рейтинг – очень многогранная история. Аналитическая работа с ним позволяет разработать понятную стратегию развития. Когда мы вместе размышляем, то понимаем, что у нас общего, в чем наши отличия и какими практиками мы можем обмениваться, чтобы выравнивать разрыв между регионами. Мы можем друг друга поддержать», – говорит Баженова.
Такой разный Дальний Восток
Рейтинговые позиции дальневосточных регионов действительно очень разные, но их можно менять. «Приморский и Хабаровский края дают устойчивый прирост своего места в рейтинге – значит, там идет работа. В 2023 году такой же прирост увидели в Чукотском автономном округе, хотя годом ранее у региона было падение на 71 пункт. А есть регионы, которые устойчиво падают в рейтинге – Сахалинская область, Камчатский край, Республика Бурятия», – объясняет директор научно-образовательного центра «Общественно-государственное взаимодействие, некоммерческий сектор и социальное предпринимательство» ИГСУ РАНХиГС Оксана Коротеева.
Самый сложный показатель, говорит эксперт, – социальная значимость, здесь только два региона показали рост: Приморский и Хабаровский края. А вот уровень медиаактивности вырос у некоммерческих организаций Якутии, Камчатки, Приморья, Магаданской и Сахалинской областей – и это действительно один из самых легко изменяемых факторов.
«Есть показатели рейтинга, где улучшить работу можно простыми действиями. У нас был низкий показатель медиаактивности, хотя в регионе не так много НКО, и мы пишем о каждой в соцсетях. Оказалось, нужно использовать ключевые слова и ставить хештеги», – вспоминает руководитель аппарата Общественной палаты Магаданской области Мария Устюжина.
На стратегической сессии дальневосточных ресурсных центров, говорит Устюжина, удалось увидеть много позитивных практик. После этого в регионе сделали дорожную карту, презентовали ее НКО, и сейчас это настоящий рабочий документ. «Оказалось, рейтинг – очень эффективный и интересный инструмент для работы».
Дорожные карты можно использовать и для работы с властями, добавляет руководитель автономной некоммерческой культурно-просветительской организации «Точка роста» Наталья Ляшко из Хабаровского края. В ноябре 2022 года ресурсный центр «Точка роста» провел стратсессию с руководителями муниципальных ресурсных центров, где разработали дорожные карты о взаимодействии ресурсных центров с властями. «Конкретных действий [со стороны властей] пока нет, но мы не теряем надежды и будем выходить с предложением еще раз», – говорит Ляшко.
Якутия: не хватает экологических организаций
В республике Якутии составляют свой рейтинг – исследуют потенциал местных сообществ, рассказывает генеральный директор Единого ресурсного центра поддержки СО НКО и гражданских инициатив Республики Саха (Якутия) Ольга Вешникова.
Оказалось, что проблемы поселков и городов со временем меняются. Если раньше самой актуальной была проблема алкоголизации, то сейчас на первое место вышли экологические проблемы. «Мы видим, что сейчас у нас не хватает устойчивых экологических организаций», – констатирует Вешникова. Проблема бродячих животных, особенно острая для Якутии, сейчас занимает четвертое место.
Лидеры НКО и местных сообществ сходятся во мнении, что им не хватает взаимодействия с органами местного самоуправления и бизнесом. Такая потребность и готовность общаться есть, уверена Вешникова.
В рейтинге «Регион-НКО» Якутия имеет довольно устойчивую позицию, говорит заместитель министра по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия) Андрей Сосновский. По его словам, регион «взлетел по медиаактивности», в том числе потому, что с 2022 года для НКО проводили обучение: как позиционировать себя в соцсетях, как привлекать людей в команду. Дополнительно чиновники «привлекли ресурсы, чтобы у НКО появились свои рубрики на радио и других республиканских ресурсах»: так организации могут рассказывать о своей работе и находить новых сторонников.
Якутские чиновники, говорит Сосновский, сделали акцент на развитие муниципальных ресурсных центров. Если в начале 2022 года их было всего девять, то сейчас – 19. Еще один важный момент, который «пока проседает», – имущественная поддержка.
«Поддержка ресурсных центров в регионе будет увеличиваться, у нас заложен определенный бюджет на эти цели. За три года было выделено более 45 млн рублей на поддержку 19 НКО, которые так или иначе выполняют функцию ресурсных центров», – говорит Сосновский.
Чиновники и общественники должны работать вместе, уверена исполнительный директор Благотворительного фонда развития города Тюмени Вера Барова. Иначе сотрудники некоммерческого сектора не чувствуют реальной поддержки.
«Когда я говорю общественникам, какие мы замечательные, они говорят: «Ну и что?» Потому что в судьбе своих организаций они этого никак не чувствуют, не видят настоящей поддержки – в виде субсидий или социального заказа. Хочется, чтобы рейтинг стимулировал улучшения», – говорит эксперт.
При этом, отмечает Барова, три региона Уральского федерального округа входят в топ-10 рейтинга Общественной палаты. «Системная работа дает системный результат», – уверена она.