Согласно принятым Советом Федерации поправкам, под защиту попадают памятники, сооружения, конструкции, которые возникли «в результате исторических событий и представляют ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры».
«Поправки касаются главным образом защиты памятников с промежуточным статусом — заявленных на охрану и выявленных (то есть ожидающих отнесения к единому реестру). Кроме того, поправки касаются защиты и экспертизы территорий памятников всех видов», — заявили в «Архнадзоре».
Самое главное, отмечают в движении, что теперь снос заявленных на госохрану памятников запрещен. До сих пор у государственных органов охраны наследия, которые и принимают заявки, не было законных рычагов воздействия на застройщиков ни в случае угрозы сноса «объекта», ни после него. Теперь же памятники подлежат защите.
В фонде «Внимание!» подтвердили: это поможет сохранить еще больше уникальных зданий.
«Важным шагом также является установление равных статусов для территорий, на которых находятся выявленные и реестровые памятники. Это создает основу для сохранения исторических участков. Кроме того, уточнение общего стандарта для определения границ памятников обеспечивает более объективный и прозрачный процесс», — заявила Мария Гвоздева, главный редактор фонда «Внимание!».
Пояснение от «Архнадзора»: В сущности, территория памятника есть его часть. Например, в усадьбе или монастыре сохраняются не только здания, но и воздушное пространство между ними. Ясно, что оно должно защищаться еще до отнесения выявленного памятника к государственному реестру. Теперь с этим согласился законодатель. Установлено, что на территорию выявленного памятника распространяются те же требования, что и на территорию реестрового.
Еще одна важная поправка: «установление и изменение границ территории памятников» отнесены к целям и объектам Государственной историко-культурной экспертизы.
«Сейчас границы территории выявленного памятника проектируются при его отнесении к реестру в составе акта экспертизы. Это публичный документ. Но уже изменение границ, а также границы территорий памятников, включенных в реестр ранее законодательного регулирования, проектируются или изменяются привлеченными организациями или собственными силами госорганов охраны, то есть произвольно и негласно. Фактически сложились два порядка проектирования и утверждения границ территорий – для «старых» и «новых» памятников. Для утверждения единого и гласного порядка требовалось дополнить перечень целей и объектов экспертизы пунктом о границах территории объекта культурного наследия и об их изменении. Теперь это учли», — пишут в «Архнадзоре».
«Хочется верить, что эти изменения будут успешно реализованы на практике, исходя из их намеченных целей. Не следует забывать, что работа с архитектурными памятниками требует не только законодательства, но и экспертного руководства, чтобы добиться наилучших результатов в сохранении культурного наследия», — подытожила Мария.