Кампус чем-то похож на обычный детский лагерь, но «кружки и секции» в нем особенные. В течение восьми дней, с 21 по 29 августа, там работали пять образовательных лабораторий: «Лаборатория управления телом», «Лаборатория эффективных коммуникаций», «Лаборатория мотивации», «Лаборатория проектирования» и «Лаборатория самопозиционирования».
Тренеры и менторы (это как вожатые, но у них немного другой фокус) учили лаборантов справляться с эмоциями и выходить из конфликтов, понимать свои границы и уважать чужие, разбираться с мотивацией и реализовывать свои идеи.
В кампус пригласили 60 подростков из региональных детских домов: республик Коми и Марий Эл, Красноярского и Пермского краев, Новосибирской, Владимирской, Ивановской и Тверской областей. Все они в течение года показывали хорошие результаты на онлайн-обучении и офлайн-тренингах программы «Шанс».
Программа «Шанс» – проект фонда «Арифметика добра», в котором будущих выпускников детских домов готовят к выпуску. В программу входят онлайн-уроки с репетиторами, мотивационные тренинги, занятия по профориентации и летний кампус. После выпуска участники могут остаться в ресурсном сообществе. За семь лет в программе приняли участие более 2 800 подростков, 1 533 из них поступили в ссузы и 165 — в вузы. Обычно процент поступления выпускников детских домов в вузы сильно ниже — около 1%.
28 августа участники сдавали «Экзамен космонавта». Весь кампус был оформлен в космическом стиле: в холле стояли бумажные ракеты, на баннерах горели звезды, во дворе была припаркована машина от партнеров – ее участники разрисовали в тематике космоса.
«Экзамен космонавта» был проверкой квалификации – всего того, чему научились участники на тренингах в лабораториях.
На входе в экзаменационный зал их тщательно проверила охрана в белом, как у космонавта, комбинезоне – нет ли у кого шпаргалок. Эти проверки, как и само наличие охраны – юмор, который помогает сделать тестирование не таким страшным.
В углу зала стоял стол «Центра поддержки лаборантов»: участники могли подойти к нему, если почувствуют себя плохо или тревожно во время экзамена.
Выдержка из экзаменационного задания:
Что нужно сделать для того, чтобы быстро прийти в себя в любой ситуации? Обведи букву правильного ответа.
- а) Быстро задуматься о том, как лучше поступить;
- б) Глубоко вдохнуть-выдохнуть, ощупать землю пальчиками ног, вспомнить про свой центр и вытолкнуть из него макушку вверх, слегка повернув голову вправо-влево;
- в) Ущипнуть себя за ухо, сжать губы и насупиться;
- г) Затаить дыхание и напрячь мышцы шеи, спины и рук.
Помимо вопросов, связанных с тренингами, в экзамен включили «принципы космонавта» — эта ключевая часть программы кампуса.
В принципы вложили концепцию жизнестойкости профессора психологии Сальватора Мадди, переведенную на более понятный язык. В ней несколько призывов, исполняя которые человеку будет легче справляться с разными жизненными проблемами: где-то вовлекаться, а где-то влиять на происходящее.
В кампусе детям стараются привить мотивацию к конструктивной и созидательной деятельности, рассказывает образовательный директор кампуса Иван Мытарев.
В детских учреждениях они бывают предоставлены сами себе или, наоборот, очень крепко связаны строгими правилами, из которых хотят выбраться не всегда конструктивными способами. В кампусе же их учат перенаправлять энергию в полезные для себя и общества в целом дела.
В кампус подростки попадают из разных детских домов, перед началом работы лабораторий их перемешивают в группы, чтобы все познакомились. В своем детском доме они видят разных детей, кто-то может не слишком хорошо на них влиять, так что в кампусе появляется возможность поговорить со сверстниками с похожим опытом и похожим желанием учиться.
Смену проводят в конце лета, что, по словам Ивана, помогает «поставить детей на рельсы» перед новым учебным годом. Программа довольно интенсивная: кроме образовательной части там проводят интерактивные и развлекательные встречи.
«У нас был гостевой день, в который приезжали выпускники программы «Шанс», ребята, которые были в таком же кампусе несколько лет назад. Это помогло участникам посмотреть на тех, кто уже проделал похожий путь и достиг каких-то успехов. На «своих» им легче ориентироваться», – рассказывает Иван.
Поддержать работу летнего кампуса можно здесь.
P.S. правильный ответ в тесте – б).