Новости
Новости
26.04.2024
25.04.2024
24.04.2024
18+
Статьи

Меценатство и музыка: как можно поддержать музыкальное искусство

Какие практики пришли на смену «Беляевскому» и «Абрамцевскому» кружкам и почему заинтересованное участие — это тоже поддержка.

Фото: Николай Винокуров / Фотобанк Лори

26 сентября в Московской государственной консерватории состоялась встреча клуба меценатов «Меценатская поддержка музыкального искусства». Эти встречи – часть проекта «Форум меценатов будущего», который реализует Форум доноров при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

С поддержкой русской музыкальной культуры связано много известных имен – Митрофана Беляева, Саввы Мамонтова, Сергея Дягилева. Они не просто меценатствовали, но и способствовали тому, чтобы сегодня люди знали имена великих композиторов и могли услышать их произведения, рассказывает Людмила Пантелеева, директор эндаумент-фонда «Филантроп».

Митрофан Беляев создал «Беляевский кружок», ставший центром притяжения талантливых людей. Он поддерживал развитие русской музыкальной культуры, вывозил ее за рубеж и помогал композиторам творить. Например, рассказывает Пантелеева, он предложил композитору Александру Бородину большой гонорар, пока тот работал над оперой «Князь Игорь»: эти средства позволили ускорить работу. К тому же Беляев оставил внушительный капитал, чтобы его дело продолжалось и после него.

«Золотой век меценатства в России пришелся на конец XIX-начало XX века, не самый легкий исторический период для страны. Во время войн, поражений и социальных перипетий возникала бурная меценатская активность. Это интересное совпадение, которое показывает, что не всегда сложные времена приводят к провалам в сфере поддержки культуры и искусства», — уверена Пантелеева.

В вопросе поддержки музыкального искусства, любого вида искусства нужно разделять понятия благотворительности, спонсорства и меценатства, считает Наталья Кобец, начальник финансового управления и главный бухгалтер Московской консерватории. Говоря о меценатстве, она вспоминает вклад попечительского совета консерватории, который был создан 15 лет назад. В него вошли деятели культуры, люди из крупного бизнеса и органов государственной власти. За счет их участия в консерватории произошло много изменений. Так, например, на средства большой корпорации в консерватории отреставрировали орган Большого зала. Теперь он прослужит еще минимум сто лет. 

При поддержке другого партнера у консерватории стало создаваться телевидение. Там стараются записывать каждый концерт.   

Фото: Николай Винокуров / Фотобанк Лори

В вопросе меценатства в истории консерватории большое место занял Савва Мамонтов. 

«Мамонтов в этом отношении был уникальным человеком, потому что он был и бизнесменом, и промышленником, и человеком искусства — пел, сочинял музыку, ставил спектакли. Это очень правильный подход, меценат должен понимать, что и для чего он делает. Меценат должен понимать, что его вклад носит пролонгированный характер, его помощь – это вклад в будущее развитие», — говорит Кобец. 

По ее словам, консерватории, как музыкальному и образовательному учреждению, нужна поддержка в области популяризации музыки, поддержка выступлений студентов. А еще всегда нужны музыкальные инструменты, потому что они имеют свойство изнашиваться. 

Кроме крупных партнеров у консерватории есть меценаты среди частных лиц, рассказывает Наталья Кобец. Каждый из них заинтересован в своем направлении и из года в год его финансирует. Например, воспитание маленьких слушателей и возрождение старых русских опер. 

Но больше всего консерватория хочет видеть от меценатов заинтересованного участия. Если человек будет понимать, как все устроено, с ним будет легче договориться о действительно нужной поддержке. 

Социальные проекты в музыкальной сфере старается поддержать и компания JTI. Там выделяют бюджеты на проекты так называемых социальных инвестиций с фокусом на инклюзию, рассказывает Екатерина Лёвшина, менеджер по устойчивому развитию «JTI Россия».

Инклюзию в компании понимают довольно широко. Например, она финансирует гастроли столичных театров, чтобы жители отдаленных регионов, у которых не всегда есть возможность приехать в Москву или Петербург, могли познакомиться с современными постановками. 

У компании японские корни, поэтому особое внимание она уделяет поддержке и популяризации восточной культуры. Вместе с Московской консерваторией, рассказывает Лёвшина, они популяризируют японскую музыку и поддерживают гастроли японских исполнителей в России.

В более локальном формате компания реализует проект, посвященный елецкой рояльной гармонике, созданной в городе Ельце. JTI хочет оказать финансовую поддержку музею, который сможет рассказать местным жителям об этом уникальном музыкальном инструменте.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике