В 2023 году Московский марафон длился три дня: первые два дня проходила спортивная выставка в Лужниках, а на третий день тысячи бегунов вышли на дистанцию. В 2023 году было рекордное число участников: на забег зарегистрировались более 38 тысяч спортсменов.
Партнерами Московского марафона в этом году стали семь некоммерческих организаций – фонды «Искорки добра», «Движение вверх», «Больше чем можешь», «Арифметика добра» и другие.
Чтобы НКО стали партнерами марафона, они должны пройти конкурсный отбор. Он проводится накануне бегового сезона: к марту организации уже знают, смогут ли сотрудничать с Беговым сообществом.
«Обычно перед партнерством мы просим НКО прислать нам ролик «Почему фонд хочет стать партнером Бегового сообщества?». Нам это нужно, чтобы организация сразу понимала, зачем им это взаимодействие и для чего мы им нужны», – объясняет Дмитрий Тарасов, директор Московского Марафона и сооснователь Бегового сообщества.
Чтобы понять, зачем же некоммерческому сектору нужно такое спортивное партнерство, АСИ решило поговорить с представителями фондов, которые представляли свои шатры на спортивной выставке в Лужниках.
Гавайский бар в Лужниках
Фонд «Больше чем можешь» сотрудничает с Беговым сообществом Москвы не первый год. В этот раз не заметить организацию на выставке было сложно: вместо типичного шатра они открыли в Лужниках безалкогольный гавайский бар.
Фонд «Больше чем можешь» развивает инклюзию в спортивном сообществе. С 2016 года организация работает над тем, чтобы атлеты с разными физическими возможностями вместе тренировались и участвовали в массовых спортивных состязаниях. Фонд поддерживает спортсменов с ДЦП, другими неврологическими заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата.
За импровизированной барной стойкой – фандрайзер фонда Егор Волков. В меню – изотоники для бегунов и безалкогольные коктейли для других посетителей. Правило: одно пожертвование – один напиток.
Фото: Вадим Кантор / АСИ
Как отмечает Егор, при подготовке к участию в выставке самое важное – это профессиональные ресурсы. Сотрудники и волонтеры фонда придумывали концепцию, собирали стойку и украшали ее в гавайском стиле.
«Но еще нам повезло – у нашего фонда много друзей, в том числе в барном мире. Например, нас поддерживает бармен Максим Широков, мы даже проводим беговую лекцию по барам Москвы вместе. И вот сегодняшнюю барную основу – лимонады, соки и изотоники – нам предоставили наши друзья из этой сферы», – объясняет фандрайзер фонда «Больше чем можешь».
Знакомство со спортсменами
Как отмечает Егор, для фонда выставка – это возможность собрать пожертвования на свои благотворительные программы.
При этом очень важно объяснять посетителям, чем занимается организация: пока делается коктейль, фандрайзер рассказывает о миссии фонда, спортсменах с инвалидностью и проектах «Больше чем можешь». Если человек не понимает, чем занимается фонд, вряд ли он ему пожертвует.
Но есть еще одна задача – привлекать спортсменов, которые в будущем могут стать благобегунами фонда. Именно поэтому было решено сделать такой яркий стенд.
«Тут хорошо работает концепция с гавайским баром. Во-первых, это ярко: мы выделяемся в своем стиле, у нас все цветное, и больше людей интересуются. Сначала спортсмены просто видят нас со стороны, потом замечают в толпе, а после – знакомятся ближе. Бывают случаи, когда спустя время после “косвенного” знакомства люди приходят, чтобы сделать пожертвования», – объясняет Егор Волков.
Выставка перед марафоном – отличное место для знакомства: бегуны рассматривают стенды, никуда не торопятся и могут уделить время заказу коктейля.
Хотя, по словам Егора, и во время забега спортсмены их замечают. На забегах «Больше чем можешь» открывают свою зону поддержки: пробегая мимо, участники видят логотип и запоминают его. Например, после Московского полумарафона в фонд начали поступать анкеты людей, желающих пробовать себя в роли спортивных волонтеров.
Фото: Вадим Кантор / АСИ
«И это не люди, с которыми мы общались, долго рассказывали о себе. Это люди, которые увидели нас на забеге и решили присоединиться. Или, например, недавно был IronStar в Нижнем Новгороде, и мы попали на онлайн-трансляцию. Нам в фонд позвонили, сказали, что увидели по телевизору, и спросили, как можно присоединиться», – приводит примеры фандрайзер фонда.
Но для «Больше чем можешь» Московский марафон важен не только тем, что на нем можно встретить потенциальных доноров и волонтеров. В 2023 году на полную дистанцию вышли подопечные фонда – Георгий Жаворонков, Дарья Маюк, Максим Никифоров, Владислав Федин, Анна Чилингарян и Дмитрий Чугунов. Они преодолевали путь в тандеме с волонтерами – и почти все справились.
Лотерея за подписку
Рядом с гавайским баром «Больше чем можешь» расположился шатер фонда «Жизнь в движении». На входе — волонтеры с синими помпонами, растяжки и объявление о лотерее.
Фонд «Жизнь в движении» помогает детям с физическими ограничениями: оплачивает протезирование, занимается социальной реабилитацией и адаптацией детей с инвалидностью, вовлекает их в спорт. В мае 2019 года фонд открыл детский центр протезирования «Хочу ходить», где работают ведущие специалисты: он объединяет под одной крышей лабораторию протезирования и деятельность по реабилитации.
Чтобы принять участие в лотерее, было необходимо подписаться на сообщество фонда VK: в течение дня крутили барабан с талончиками и вытаскивали счастливые номера. Победители получали подарки от партнеров фонда.
Как отмечает Анна Кулягина, координатор проектов фонда «Жизнь в движении», идея с лотерей – это часть общей концепции участия в выставке. Для фонда в эти дни самое главное – информирование спортсменов о своей работе.
Фото: Вадим Кантор / АСИ
«Чистой воды фандрайзинга, на мой взгляд, здесь не может быть. Все же люди приходят на выставку с определенными целями. И мне нужно схватить его, когда он решает между “зайти посмотреть беговые кроссовки” и “получить стартовый набор на забег”», – объясняет Анна Кулягина.
Развитие инклюзии
Волонтеры и Анна объясняют тем, кто подошел к шатру, чем занимается фонд, показывают реальные протезы и рассказывают, что можно сделать, чтобы помочь людям с инвалидностью.
Как отмечает координатор проектов фонда «Жизнь в движении», в целом спортсмены открыты к теме помощи людям с инвалидностью. Те, кто пришел на выставку с детьми, тоже подходят к стенду: тогда Анна и волонтеры стараются максимально простым языком рассказать, что такое протезы, кому и зачем они нужны.
«В этом году у нас была “проба пера”: мы впервые пробуем такой форматы работы со спортсменами. Уже сейчас вижу, что хорошо сработали короткие рассказы о работе фонда и предложение подписаться на нас в соцсетях. Хорошо сыграл и баннер с QR-кодом для пожертвования – только за первый день выставки мы собрали более 15 тысяч рублей», – рассказывает Анна Кулягина.
Выставка – это возможность поговорить «вживую»: позже к шатру пришли подопечные фонда. Для посетителей они — пример того, что люди с инвалидностью тоже могут быть частью спортивного сообщества. Все это важно фонду, именно так формируется инклюзия, отмечает Анна.
Для фонда важны не только дни выставки, но и забег. Во время марафона прошла акция «Бежим за мечту ходить», цель которой — помочь подопечной фонда Екатерине Череповой.
Чтобы собрать деньги на протезирование девушки, фонд собрал команду благобегунов. В нее вошли другие подопечные организации, а также паралимпийские спортсмены и чемпионы России, киберблогеры и тревел-блогер на инвалидной коляске.
Фото: Вадим Кантор / АСИ
«Это уже наша пятая акция. Но в 2022 году нам удалось привлечь к участию больше спортсменов, чем в этом. Сейчас мы чувствуем, что немного исчерпали свою базу благобегунов. Нам нужно искать новых спортсменов, которые присоединятся к нам и будут выходить на дистанции ради помощи нашим подопечным. И вот как раз на выставке я чувствую возможность закрыть эту потребность», – объясняет Анна Кулягина.
Взгляд Московского марафона на благотворительность
«Самый главный плюс для нас сотрудничества с НКО – это возможность помочь и обратить внимание на ту проблематику, с которой работают фонды. Цель простая – сформировать у людей привычку помогать другим», – говорит Дмитрий Тарасов, директор Московского марафона и сооснователь Бегового сообщества.
По его словам, участники марафона откликаются на благотворительность хорошо, если организаторы и НКО-партнеры могут заинтересовать своей работой. Для этого важно рассказывать о работе, привлекать амбассадоров и активно общаться с аудиторией, используя разные инструменты.
Беговое сообщество не отбирает НКО по конкретным темам: на марафоне готовы предоставить площадку всем, кто в этом заинтересован и способен интересно взаимодействовать с аудиторией.
Именно поэтому в 2023 году были представлены НКО из разных сфер: работающие в теме сиротства, помогающие людям с инвалидностью, онкологическими заболеваниями и другими проблемами.
«Хотя это все еще сложная тема. Пока социальная проблема не коснется человека, она вряд ли у него будет откликаться. Поэтому наша задача вместе с фондами-партнерами – обратить на это внимание», – заключает Дмитрий Тарасов.