«На сегодня главная жизненная стратегия – разбираться в законодательстве. Если лет 10-15 назад медиаправо было исключительно знанием для профессионального сообщества, то сейчас это знание, которое нужно каждому, кто активно пользуется интернетом и в принципе говорит не только у себя на кухне», – уверена Светлана Кузеванова.
Как отмечает медиаюрист, в последнее время появляются все больше нововведений и ограничений. Но если следить за изменениями, работать в медиапространстве будет проще.
Поправки в закон о рекламе
В сентябре 2022 года были внесены поправки в Федеральный закон «О рекламе». Одно из главных нововведений – необходимость маркировать всю рекламу, публикуемую в интернете. Такие объявления должны содержать метку «реклама», информацию о рекламодателе и другие данные.
Чтобы распространять рекламу в Сети, необходимо заключать договор с оператором рекламных данных (ОРД). Это организации (сейчас их семь), которые собирают и отправляют данные в Роскомнадзор, чтобы отчитаться о публикуемой рекламе. Все эти данные вносятся в Единую систему учета рекламы в интернете.
Именно ОРД присваивают рекламным объявлениям идентификаторы – специальные токены, без которых распространять рекламу нельзя. Также операторы рекламных данных передают данные о рекламе в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).
За распространение рекламы без идентификатора или за непредоставление в ЕРИР данных о рекламе / за предоставление их неполными, недостоверными или не вовремя, организации могут оштрафовать от 200 до 500 тысяч рублей.
Касается ли это СМИ и НКО?
Новые поправки касаются любой рекламы, публикуемой в интернете, в том числе на сайтах СМИ и ресурсах некоммерческих организаций. Рекламой считается информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
СМИ и НКО могут не продвигать товар осознанно, но если проверяющие органы заметят признаки рекламы, то могут оштрафовать за ее распространение. Часто думают, что упоминание бренда, ссылки на соцсети или сайт компании, промокоды на скидку, анонсы платных мероприятий сразу означает, что перед нами реклама. Но это не так. Указанные данные в определенном сочетании или в контексте могут быть признаками рекламы, но далеко не всегда.
«Будет ли материал считаться рекламой или нет нужно смотреть в каждом конкретном случае. Даже одна фраза может сделать материал рекламой – и наоборот», – говорит Светлана Кузеванова.
Что может (или не может) быть рекламой?
- Пресс-релиз. Это материал организации о своей деятельности, главная цель которого – сообщить о каком-то событии. Как правило, пресс-релизы не считаются рекламой.
- Обзорные материалы. Публикации, в которых упоминается сразу несколько проектов. Цель такого материала – рассказать об интересных инициативах. Но чтобы точно не признали рекламой, должна быть понятная вводная (почему отобрали эти проекты) и не стоит выделять отдельные проекты на фоне других.
- Информация о деятельности организации. Сообщения о кадровых перестановках, получении наград и грантов, результатах работы, планах и перспективах развития, как правило, не считаются рекламой, если нет акцента на конкретном продукте или услуге.
Также рекламой не являются справочно-информационные и аналитические материалы, обзоры рынков. Например, информация о товаре или производителе на сайте компании, обзор нескольких разных товаров в публикации блогера. Главное, чтобы основной целью этого материала не было продвижение товара на рынке.
Органичная интеграция, когда информация о товаре – это составная часть новости или сюжета, тоже не считается рекламой как и в случае, если информация о товаре – часть пользовательского отзыва. Главное, чтобы внимание не акцентировалось на товаре, в том числе за счет описания его характеристик, свойств или высказывания положительного отношения к нему.
Что такое самореклама?
Официально понятия «самореклама» не существует. Этот термин нужен, чтобы объяснить, как отчитываться за рекламу, распространяемую на собственном ресурсе. Рекламодатель и рекламораспространитель – это одно и то же лицо: значит, нужны специальные механизмы отчетности.
Согласно разъяснениям ФАС, информация о деятельности, новостях, товарах организации, публикуемая на собственном сайте или в профилях в соцсетях, не считается рекламой. Но есть несколько исключений.
Рекламой на собственных ресурсах может считаться «сквозной баннер» (такой пример приводит сам ФАС) либо закрепленное сообщение в соцсетях (это пример из реальной юридической практики).
«При этом очень важно: не надо перестраховываться и все подряд отмечать саморекламой. Потому что если выбрать стратегию “маркировать все на всякий случай”, придется очень много платить», – говорит Светлана Кузеванова.
Ранее АСИ выпустило инструкцию, в которой юристы отвечали на популярные вопросы об этом законе. В тексте собраны ответы на неочевидные вопросы: например, считаются ли анонсы рекламой и когда нужно заключать договор с оператором рекламных данных.
Дискредитация и фейки
С 2022 года в России ввели административную и уголовную ответственность за распространение фейков и дискредитацию Вооруженных сил РФ. В уголовном кодексе появились три новые статьи: 207.3 (распространение ложной информации о ВС РФ), 280.3 (дискредитация ВС РФ) и 284.2 (призывы к санкциям против РФ).
Позже эти законы расширили: теперь также запрещена дискредитация и фейки в отношении добровольческих формирований, организаций и лиц, содействующих в выполнении задач, возложенных на ВС РФ.
«Норма сформулирована очень широко: она касается в том числе гуманитарных и благотворительных организаций, которые возят гуманитарную помощь, покупают медикаменты, проводят в школах акции по сбору писем солдатам», – говорит медиаюрист.
Согласно объяснениям, утверждение о непроверенном или не подтвержденном факте относится к статье о «распространении заведомо ложной информации», а негативное мнение о действиях армии – к закону о «дискредитации».
За фейки о действиях ВС РФ могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 207.3 УК РФ: юридические лица могут оштрафовать от 300 до 500 тысяч рублей, а также ограничить доступ к информационному ресурсу, на котором опубликована эта информация.
Фото: Дима Жаров / АСИ
За дискредитацию наступает уголовная ответственность по ст. 280.3 УК РФ и возможно ограничение доступа к ресурсу, на котором опубликована информация.
«Сейчас многие юристы исходят из того, что фейк – изложение ложных фактов. А подтверждением фактов может быть только позиция официальных органов из-за специфики темы», – говорит Светлана Кузеванова.
Пропаганда ЛГБТ*
В конце 2022 года приняли закон о запрете «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола». Запрет на пропаганду был и раньше, но он касался только несовершеннолетних.
Теперь «пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений» запрещена среди всех граждан РФ. Среди несовершеннолетних также запрещена демонстрация, в том числе изображение и описание словами. Даже описывая проблемы меньшинств, есть риск попасть под этот закон, отмечает Светлана Кузеванова.
1 сентября 2023 года Роскомнадзор утвердил список критериев ЛГБТ-пропаганды. Теперь нельзя распространять материалы, направленные на:
- формирование представления о допустимости и привлекательности сексуальной связи с участием несовершеннолетних;
- формирование искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений;
- формирование интереса к нетрадиционным сексуальным отношениям;
- обоснование преимущества нетрадиционных сексуальных отношений над традиционными;
- оправдание отказа от традиционных сексуальных отношений в пользу нетрадиционных;
- формирование положительного отношения к смене пола.
За пропаганду в СМИ или в интернете / демонстрацию среди несовершеннолетних грозит административный штраф для граждан в размере от 100 до 200 тысяч рублей; для должностных лиц – от 200 до 400 тысяч рублей; для юридических лиц – от 1 до 4 млн рублей либо административное приостановление деятельности до 90 суток.
«Я считаю, если фокус в материалах, связанных с ЛГБТ-темой, будет не на человеке, не на том, почему он решил сменить пол или ориентацию, а будут освещаться реальные проблемы, которые нужно решать, – есть высокая доля вероятности, что это не будет признаком пропаганды. Мой совет: уходите от частных историй к описанию проблем», – говорит Кузеванова.
Иноагенты
В декабре 2022 года Минюст опубликовал единый реестр физлиц и организаций, признанных иностранными агентами. Раньше таких реестров иноагентов было четыре: реестр СМИ, НКО, физлиц и незарегистрированных неправительственных организаций.
Также в это время вступил в силу Федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». По нему, иноагентом может стать любой человек или организация, которые получили иностранную поддержку или находятся под «иностранным влиянием». Ранее обязательным условием признания иноагентом также должен был быть факт иностранного финансирования.
В случае с иноагентами есть два требования по маркировке. Одно – к самим НКО-иноагентам, другое – к зарегистрированным СМИ, которое упоминает организацию с этим статусом. Все остальные пользователи отмечать иноагентов в своих публикациях не обязаны.
Экстремистские и террористические организации
«В случае с экстремистскими и террористическими организациями важно быть внимательными. Если вы посмотрите эти реестры, то там есть порой очень неожиданные организации: по названию вы даже не всегда подумаете, что они могут относиться к таким организациям. Важно регулярно проверять эти реестры», – отмечает Светлана Кузеванова.
Писать про такие организации можно, но при упоминании нужно указать, что они признаны экстремистскими/террористическими и запрещены в России. Список террористических организаций опубликован на сайте ФСБ, а экстремистских – на сайте Минюста.
Фото: Дима Жаров / АСИ
Террористическим и экстремистским организациям нельзя донатить, распространять материалы и их символику, призывать участвовать в их деятельности.
Нежелательные организации
В случае с нежелательными организациями наоборот: пометка о признании нежелательной не нужна, но рассказывать о них надо с осторожностью. Как и в случае с террористическими и экстремистскими организациями, запрещено распространять их материалы, участвовать в их деятельности, финансировать.
Если СМИ признали нежелательным, нельзя ссылаться на его материалы, цитировать, делиться их публикациями в социальных сетях.
«Самое сложное в случае с нежелательными организациями – это то, что применяется норма о длящемся правонарушении. Это значит, что моментом правонарушения считается то время, когда публикацию с упоминанием работы нежелательной организации обнаружил сотрудник спецорганов», – говорит медиаюрист.
Это значит, что, если СМИ или НКО делали партнерский материал с организацией, репостили ее новости или ссылались на нее до внесения в реестр, то после признания ее нежелательной все упоминания на своих ресурсах необходимо удалить.
«Есть ощущение, что это правоприменение избирательно, но лучше перестраховаться. Ведь если вдруг появится закон, запрещающий носить белые штаны, а законодатель скажет: “Не переживайте, это коснется 20-30 людей в стране”, будете ли вы все равно выходить в белых штанах из дома?» – заключает Светлана Кузеванова.
Обновление:
* ЛГБТ-движение признано экстремистским и запрещено в РФ.
Конференция «Медиа/НКО} профи» в 2023 году прошла в седьмой раз, каждый год она приурочена ко дню рождения Агентства социальной информации, которому в этом году исполняется 29 лет. Мероприятие собирает сотрудников некоммерческого сектора, журналистов и медиаэкспертов, вместе они фиксируют тренды развития профессии журналиста, проговаривают возникающие в работе проблемы и находят пути их решения. Конференцию проводят Агентство социальной информации и центр «Благосфера» при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина (проект «НКО-профи»), Фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».
Материал подготовлен по проекту «НКО-профи». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.