В инклюзивной театральной мастерской проекта «Дом удивительных людей» подготовили спектакль «Лето в холодном чайнике», написанный молодыми людьми с ментальными нарушениями и инвалидностью.
Несколько месяцев участники проекта вместе со специалистами писали тексты, учились актерскому мастерству, занимались музыкальной импровизацией, работали над сюжетом, декорациями и реквизитом. Режиссер спектакля – Ольга Мисюкевич.
По совместительству Ольга — руководитель театральной мастерской социального проекта «Дом удивительных людей» и президент Фонда содействия реализации равных возможностей «Открытые двери».
В проекте есть и мастерская по написанию историй, которую ведет специалист Мария Сосновская. На ее занятиях молодые люди сочиняют короткие самобытные истории.
«Так возникла идея сделать коллаборацию театральной мастерской и мастерской по написанию текстов для постановки спектакля, потому что историй накопилось уже достаточно много. Например, есть книга «Рыба, как вас зовут?» с циклом коротких историй одного из студентов мастерской Артема Трофимова.
И мы решили на этом не останавливаться и поставить спектакль, в основу которого легли те самые истории с фантастическими, трогательными, по-доброму наивными сюжетами», — рассказала АСИ Ольга Мисюкевич.
По ее словам, в проекте нет классического представления о работе по сценарию и следованию одной конкретной теме. Все занятия и репетиции проходили в стихийном процессе. Чтобы не потерять нить происходящего, все действия записывали на диктофон — обсуждения и читки текстов, диалоги, шутки, музыкальные импровизации. Весь этот материал стал основой для музыкального сопровождения к спектаклю. Из него выстроился и будущий сценарий.
Студенты на мастерских вместе со специалистами сами отрисовали изображения для декораций и афиши, сшили полотно для ширмы, изготовили реквизит.
Как отметила Ольга Мисюкевич, 15 актеров, находящихся «внутри чайника», как в калейдоскопе, сменяют друг друга, переходя от вербальной коммуникации между собой, к пластическому, аудиальному и визуальному обозначению сюжетов в своих историях.
Она отметила, что в спектакле очень важен прием «разговора по телефону». Все происходящее на сцене связывает между собой телефонный провод с двумя трубками, переходящими от одного героя к другому. Во время телефонного разговора двух актеров на сцене возникают фантазийные персонажи.
Например, комары поют, сидя на скворечнике, мальчик встречает снеговиков в красных шубах на Северном полюсе, бабочка превращается в лягушку и летит на воздушном шаре вместе с синим клоуном на юг.
В какой-то момент актер-персонаж истории и актер, говорящий по телефону, меняются местами. По словам Ольги Мисюкевич, для зрителей – это тоже своеобразное размытие условных границ между мышлением нейротипичного и нейроотличного человека, некая возможность почувствовать свою похожесть и сопричастность к действию.
Основная идея спектакля — познать внутренний мир и способности молодых людей с нарушениями развития без лишнего вмешательства и навязывания представлений о классическом театре.
«Важная задача для меня как режиссера — сохранение аутентичности мира человека с особенностями здоровья и развития, без навязывания заготовленных сценариев и классического представления о театральной постановке. Молодые люди и их родители отмечают позитивные изменения в жизни благодаря работе над спектаклем.
Например, вот слова нашей актрисы Ани: “Мне очень понравилось, когда мы все вместе выступали. И как все зрители нас внимательно слушали. Мне даже это было удивительно, что меня могут внимательно слушать, что я говорю. Еще мне понравилось, как нам цветы дарили”», — сообщила Ольга Мисюкевич.
Спектакль поставили при поддержке Российского фонда культуры по федеральному проекту «Творческие люди» национального проекта «Культура». Следующие показы состоятся 7 и 11 ноября.