Новости
Новости
01.03.2024
29.02.2024
18+
Статьи

Как СМИ и бизнес поддерживают ESG-повестку: два новых исследования

Как изменились коммуникационные стратегии российского бизнеса в 2023 году, кто чаще всего высказывается на ESG-темы, какую информацию компании предпочитают скрывать, рассказали на конференции «Компании с новым смыслом: как рассказать о них обществу», которая проходит 28 ноября в Общественной палате.

Фото: Михаил Почуев/ТАСС

ESG-повестка (от англ. environmental – экология, social – социальное развитие, governance – корпоративное управление) довольно прочно укоренилась в российском обществе, полагает председатель Комиссии по развитию некоммерческого сектора Общественной палаты РФ, директор Агентства социальной информации Елена Тополева. Но о ней предстоит еще много говорить: «Мы по-прежнему обсуждаем, как сделать так, чтобы о компаниях, направленных на устойчивое развитие, знали и говорили».

Заместитель председателя Комиссии по экономике и трудовым отношениям ОП РФ Вадим Ковалев добавляет, что в обществе есть запрос на позитивную повестку, связанную с ESG.

«Роль медиа, безусловно, заключается в том, чтобы расставить правильные акценты. ESG – это не благотворительность, это экономика, просто другая. И она должна быть экологически и климатически дружественной: нам важно сохранить окружающую среду для себя и других поколений», – заявила директор по устойчивому развитию объединенной компании «Русал» Ирина Бахтина.

Как российские медиа освещают тему ESG

Исследование, как отражается ESG-повестка в текущих российских реалиях, представила директор «СКАН-Интерфакс» Юлия Михайлова.

Авторы исследования пытались максимально широко оценить, как тема ESG фигурирует в медиа, и учли около 60 тысяч источников – это практически все СМИ России: от государственных телеканалов и радиостанций до отраслевых и изданий, доступных по подписке.

Серьезное внимание теме ESG медиа стали уделять только в последние годы, а взрывной рост интереса произошел в 2021 году – число публикаций на темы ESG в российском медиапространстве увеличилось на 50% по сравнению с 2020 годом.

События 2022 года, отмечает Михайлова, переключили внимание журналистов на другие темы: количество публикаций снизилось на 8% по сравнению с пиковыми значениями 2021 года. В 2023 году ожидаются примерно такие же показатели.

В топе источников, где упоминается ESG-повестка, – государственные информационные агентства (ТАСС, «РИА Новости»), «Интерфакс», «Комсомольская правда» и другие.

Чаще всего на тему ESG в российских медиа, показало исследование, высказываются президент России Владимир Путин и представители правительства, Госдумы, Совета Федерации, Росприроднадзора. В топ попали также глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев и мэр Москвы Сергей Собянин.

Рост в публичном обсуждении ESG-повестки показывает банковская отрасль. Например, много упоминаний в СМИ дал инфоповод, в котором «Сбер» подписал соглашение о сотрудничестве в сфере устойчивого развития с мэром Москвы.

Укрепилась роль научных учреждений. Например, в медиа было много упоминаний Российской академии наук (РАН), когда ученые из Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН впервые синтезировали из отходов шпротных консервов недорогой биоразлагаемый пластик.

Активно проявляет себя и крупный бизнес – тут основной упор делали на освещение экологических инициатив и социальной поддержки людей в регионах присутствия компаний. А вот роль Минэкономразвития, Минфина и ООН снизилась.

«Новости о том, что компания будет вкладывать деньги в социальный капитал и экологию, становятся востребованными и хорошо тиражируются в СМИ – кажется, все устали от плохих новостей. Сейчас важно, как компания заботится о людях на территориях своего присутствия – и это заметно по медиапубликациям», – отмечает Михайлова.

Как бизнес поддерживает ESG-повестку в 2023 году

Результаты исследования «ESG-повестка: стратегии коммуникаций в условиях новых рисков» презентовала основательница и главный редактор «Бизнес и общество» Татьяна Бачинская. Исследование проводили летом 2023 года, оно основано на 17 экспертных интервью с участниками российского бизнес-сообщества.

Драйверами устойчивого развития респонденты назвали:

  • государство и органы власти;
  • руководство компании;
  • сотрудников и корпоративную культуру;
  • клиентов и потребителей;
  • инфраструктурные организации (Агентства стратегических инициатив, ВЭБ.РФ и т.д.).

Многие отметили, что в 2023 году произошло смещение акцентов — с экологии на социальное развитие. В компаниях появляются программы well-being (программа привлечения и удержания кадров. — Прим. АСИ), социальные выплаты, обучение. Некоторые создают отраслевые комьюнити для расширения корпоративных компетенций в ESG, проводят встречи для сотрудников по устойчивому развитию.

Респонденты отмечают, что люди чаще хотят оставаться в своем регионе и работать на местных производствах, а также интересуются программами корпоративного волонтерства.

Заметен большой крен в сторону национальных целей и нацпроектов – это приводит к тому, что:

  • компании ориентируются на требования российских норм и стандартов стран, в которых предполагают вести свою деятельность в будущем;
  • Цели устойчивого развития ООН перекладываются в национальные проекты;
  • происходит национализация международных стандартов;
  • появляются новые системы документов в области устойчивого развития;
  • появляются инструменты для оценки вклада бизнеса в национальные цели России (Интерактивная карта климатических инициатив российского бизнеса, Индекс качества жизни малых и средних городов России и прочее).

При этом компании вынуждены трансформировать свою повестку в корпоративном управлении. Так, у многих снизился горизонт планирования. Некоторые обновили свои стратегии устойчивого развития и стали налаживать ESG-партнерство с отраслевыми партнерами и конкурентами.

Что касается контактов со СМИ, то, во-первых, большинство компаний стремится повысить открытость практик устойчивого развития. Это происходит, когда компания:

  • вовлекает сотрудников в ESG-повестку;
  • участвует в профессиональных объединениях;
  • налаживает профессиональную ESG-коммуникацию с коллегами из других компаний, даже из компаний-конкурентов;
  • вводит обучающие продукты и просветительские акции;
  • стремится донести информацию до каждой группы заинтересованных сторон;
  • ведет корпоративный сайт, группы и каналы в соцсетях;
  • делает QR-коды на упаковке со ссылками на информацию о правильной сортировке мусора.

Во-вторых, бизнес отказывается от стандартных пресс-релизов, а все чаще уходит к специализированным форматам коммуникации: ведет внутренний портал, делает тематические отчеты в области устойчивого развития, проводит ежеквартальные встречи для сотрудников, дает интервью на местных телевидении и радио.

Исследование показало, что компании становятся гораздо чувствительнее к репутации: они тщательно и с большим вниманием просчитывают риски, связанные с коммуникациями и с партнерами. Заметно даже стремление к репутационной стерильности.

Некоторые темы для российского бизнеса стали запретными. Так, компании не готовы открыть информацию в блоке G (топ-менеджмент, состав акционеров, совет директоров), а тему ESG часто продвигают на закрытых площадках для отдельных групп стейкхолдеров. Кроме того, Банк России и правительство разрешили не публиковать финансовую информацию – и многие компании воспользовались этой возможностью.

Отдельная сложность для бизнеса – яркие кейсы гринвошинга (информация, которая дает потребителю ложное представление об экологичности продукта), которые мешают строить коммуникацию. Противостоять ему, по мнению респондентов, можно следующим образом:

  • раскрывать то, что реально сделано с описанием своего вклада;
  • не брать повышенные обязательства, которые не знаете, как выполнить;
  • реализовывать комплексные программы, а не масштабные;
  • проводить обязательную аудиторскую проверку исходной информации;
  • вовлекать в свои сообщества клиентов, партнеров, цепочки поставщиков;
  • погружать в тему ESG средний (линейный) менеджмент;
  • проводить образовательные программы на вузовском уровне;
  • тише рассказывать о запуске акций и четче об их результатах;
  • давать всю существенную для заинтересованной стороны информацию, чтобы в будущем не было проблем.

Конференция «Компании с новым смыслом: как рассказать о них обществу» — ежегодное событие с 20-летней историей, его цель – вовлекать ведущих экспертов сферы медиа, коммуникаций, бизнеса и НКО в обсуждение возможностей, специфики и инструментов продвижения лучших корпоративных практик устойчивого развития и социального партнерства.

Организаторы конференции — Центр развития филантропии «Сопричастность» и ресурсный медиацентр «Бизнес и общество» при поддержке Совета Торгово-промышленной палаты РФ по устойчивому развитию бизнеса, корпоративной социальной ответственности и волонтерству.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике