Новости
Новости
27.04.2024
26.04.2024
25.04.2024
18+
Серии

Медиация, переговоры с учителями, группы дневного пребывания: какую поддержку приемная семья может получить в благотворительных фондах

Как адаптироваться к появлению нового члена семьи, как правильно оформить документы и что делать, если ребенок не хочет ходить в школу или не может найти общий язык со сверстниками, — с подобными вопросами приемные родители могут обратиться в НКО.

Фото: Sandy Millar / Unsplash

Проект «Сопровождение замещающих семей» фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» — одна из старейших организаций, где приемная семья может получить разноплановую поддержку. Специалисты сопровождения замещающих семей помогают адаптироваться семье и ребенку, решить вопросы со школой и медицинскими обследованиями, оформить необходимые документы и пособия.

«Обычно к нам обращается сама семья с просьбой встать на сопровождение, иногда органы опеки, иногда родственники и знакомые семьи. Если в проекте есть места, то за семьей закрепляется куратор. Куратор выезжает в семью, узнает, с какими сложностями она сталкивается и в чем сейчас необходима помощь. Далее куратор простраивает с семьей план действий», — рассказывает координатор проекта «Сопровождение замещающих семей» фонда Алина Щербакова.

Семья может получить в фонде самую разную поддержку. В первую очередь — маршрутизацию, когда куратор помогает выстраивать карту помощи и находит нужные организации и специалистов. Иногда родитель может не видеть проблемы, отмечает Щербакова, но ее видит специалист — и тогда обращает на это внимание семьи и подсказывает возможные пути решения.

А бывает, что ресурсная семья справляется с ребенком, но поддержка нужна самому родителю. Тогда кураторы проекта могут выслушать человека, поговорить, поддержать, что-то посоветовать — все они имеют психологическое образование. Получить психологическую помощь могут не только взрослые, но и дети: в фонде есть детские психологи, которые знают специфику приемного родительства и травматизацию детей-сирот.

Еще один важный аспект помощи — медиация с кровными родственниками ребенка. «Бывают случаи, когда приемный ребенок поддерживает отношения с кровными родственниками. При этом приемному родителю сложно выдерживать границы и коммуницировать с ними. Тогда специалисты фонда становятся медиаторами и берут на себя общение с кровными родственниками, контактируя с ними вместо приемного родителя. В таком случае стрессовый фактор уходит», — отмечает Щербакова.

Кураторы также помогают приемным семьям общаться с социальными организациями, например, органами опеки или школой. Так, куратор может по просьбе родителей прийти в школу и объяснить учителю, в чем причины «неправильного» поведения конкретного ребенка. «Часто учителя думают, что ребенок с трудным поведением ведет себя так специально, а если объяснить им, что это следствие сиротского опыта и травматизации, то многие преподаватели идут навстречу», — уточняет Щербакова.

Аналогично бывает с органами опеки: иногда специалист думает, что родитель не справляется, раз ребенок плохо учится. «Тогда мы можем объяснить, что сейчас в семье происходит очень важный период адаптации, и учеба не на первом месте: важнее, чтобы в семье образовалась привязанность», — добавляет Щербакова.

Центр семейной адаптации фонда «Дети ждут»

Фонд «Дети ждут» поддерживает приемные семьи в разных регионах страны: Новгороде, Пскове, Карелии, Нижнем Новгороде, Московской области, Иванове, Мурманске, Твери, Владимире, Санкт-Петербурге.

В 2018 году фонд открыл Центр семейной адаптации в Санкт-Петербурге. Это место, где готовят людей, которые хотят стать приемными родителями, и комплексно помогают замещающим семьям. В центре есть разные форматы поддержки: тут, как рассказывает президент фонда Лада Уварова, работают с родителями и детьми индивидуально и в группе.

Для тех, кто хочет взять в семью ребенка, в центре работает Школа приемных родителей. Каждую семью сопровождает отдельный специалист-психолог, через которого они в дальнейшем получают помощь. В школе, занятия в которой длятся полгода, с семьями работают психологи, юристы, там же проходят встречи с уже состоявшимися приемными родителями. Занятия бывают групповые и индивидуальные.

«Мы выстраиваем с семьей доверительные отношения, чтобы потом родители обращались в фонд за поддержкой превентивно. Они всегда могут прийти к психологу, обсудить какой-то вопрос. В нашем центре есть дефектолог, логопед, детский психолог, специалист по сенсорной интеграции и группа дневного пребывания, рассчитанная на дошкольников», — говорит Уварова.

Получить помощь в Центре семейной адаптации могут не только родители, но и дети — школьники и дошкольники. Для детей дошкольного возраста есть группа дневного пребывания — туда принимают тех, кто провел в семье не меньше года. Задача группы — помочь ребенку мягко адаптироваться к групповому формату и взаимодействию со сверстниками.

«Это что-то вроде маленького детского сада: есть игровые комнаты, можно поспать и поесть. Дети находятся с воспитателями и нянечкой, с ними работают специалисты, которые понимают специфику детей, имеющих опыт сиротства. Если ребенку назначили, например, занятия с дефектологом, он приходит на конкретные занятия с другими детьми. В конце дня родители получают обратную связь и рекомендации от специалистов. Все это — часть комплексного сопровождения. Нет задачи, чтобы ребенок ходил туда пять лет, есть задача помочь ему адаптироваться», — рассказывает президент фонда.

Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

Для школьников в центре есть разные мастерские, куда можно прийти после занятий в школе: столярная, гончарная, швейная, а также кулинарные занятия.

«Занятия в мастерских нужны прежде всего чтобы дети научились делать личные проекты. Из-за групповой жизни (в детском доме. — Прим. АСИ) дети часто не могут сами себя организовывать, у них довольно хаотичное мышление. Мы учим их выстраивать логические цепочки и понимать шаги, которые нужно предпринять, чтобы достичь своей цели. В мастерских дети работают вместе с поддерживающим взрослым. По сути, это одна из форм психотерапии — вывод человека из состояния непонимания своих возможностей в состояние, когда он знает, чего может добиться», — объясняет Уварова.

В 2022 году Центр семейной адаптации получил лицензию на дополнительное образование, теперь там есть семейная школа. «У нас накопился пул замещающих семей, дети которых переведены на семейное обучение — такое часто предлагают семьям, где дети имеют сложности с обучением или поведением и не могут ходить в обычную школу. Сейчас у нас учится около ста детей из замещающих семей. Классы малокомплектные, и работа строится очень индивидуально», — уточняет Лада Уварова.

Приемные родители могут получить поддержку и в других некоммерческих организациях страны. Ранее АСИ рассказывало, как в Татарстане развивают клубы приемных семей, где родителям помогают психологи и юристы, благотворительный фонд «Счастливые дети» в Красноярском крае проводит «Арт-терапию выходного дня», а фонд «Измени одну жизнь» проводит он-лайн курсы для приемных родителей.

Обновление 15.02.2024: добавлена информация о фонде «Измени одну жизнь».

Материал подготовлен по проекту «НКО-профи». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике