Участники/партнеры
- Благотворительный фонд «Банк еды “Русь”»
- магазины торговых сетей «Пятерочка», «Перекресток» и «Магнит»
Продукт коллаборации
Розничный фудшеринг – это передача нуждающимся людям продуктов, пригодных для употребления, не утративших своих качеств, но по той или иной причине не востребованных в магазинах. Покупатель придирчиво выбирает на полке товар, предпочитая более свежий, сезонные товары, например, куличи после Пасхи, которые вообще перестают пользоваться спросом. Торговые сети заключают договор с банком еды «Русь», и он забирает товарные остатки. Ежемесячно волонтеры фонда перераспределяют около 15 тонн нераспроданной еды из московских магазинов, передавая ее благополучателям из собственной базы и подопечным организации.
Сроки реализации: 2022–2024 (действующий проект)
Вклад партнеров
Сотрудники торговых сетей каждый день отсортировывают продукты и передают в фонд нераспроданные хлебобулочные изделия, овощи, фрукты, крупы, хлеб, масло и товары из множества других категорий.
«Большая часть продуктов – с истекающими сроками годности, поэтому важно доставлять еду благополучателям в тот же день, и роль волонтеров тут огромна», — подчеркивает Ирина Антоненкова, руководитель регионального отделения фонда «Банк еды “Русь”» в Москве и Московской области.
Волонтеры приезжают в магазины, ведут опись, составляют акт приемки, тщательно проверяют каждый продукт: запас срока годности, целостность упаковки, состояние товара.
За каждым волонтером закреплены определенные магазины и семьи поблизости, в которые продукты будут переданы. Он либо договаривается с ними о встрече, либо приносит товары прямо домой.
«Фонд занимается распределением и координацией волонтеров, – объясняет Ирина Антоненкова, – ведь малейший логистический сбой может привести к тому, что еще пригодная для употребления еда не дождется своих благополучателей и в итоге будет утилизирована, а это значит, что какие-то семьи останутся без помощи».
Мотивация к партнерству
В Москве в фудшеринговую программу банка еды «Русь» включено около тысячи волонтеров, 90% из них – сами благополучатели фонда.
«Мы руководствуемся принципом win-win, – говорит Ирина Антоненкова, – поэтому вовлекаем благополучателей в свои проекты, приглашаем участвовать в общественно значимых инициативах, помогаем им быть социально активными и не падать духом. Они общаются, многие становятся друзьями. Так они получают дополнительную поддержку, которую не измерить килограммами».
«Кроме того, участвуя в работе фонда, благополучатели могут воочию увидеть все процессы изнутри и лучше осознать ценность получаемой помощи. Это неплохие мотивационные стимулы и способы расширения волонтерского сообщества».
Также участниками проекта становятся школьники и студенты, которые получают баллы за волонтерские часы.
Еще одна категория фудшеринговых волонтеров – люди, интересующиеся темой рационального потребления. К слову, волонтеров, которые забирают товарные остатки из кафе и магазинов, в фонде называют фудсейверами, ведь они в буквальном смысле спасают еду от превращения в мусор.
Ретейлеры благодаря фудшеринговой программе могут не только помочь людям, но и сократить объем пищевых отходов.
История сотрудничества
Торговые сети обычно списывают и утилизируют нераспроданные товары, но вместо этого с фондом-партнером придумали, как их спасать.
Банк еды «Русь» развивает технологию фудшеринга с 2012 года. Первыми партнерами были крупные производители продовольственных товаров, вскоре к ним стали присоединяться кафе и рестораны. С 2022 года началось сотрудничество с крупными ретейлерами.
Особенности партнерства/сложности
Основное препятствием для развития розничного фудшеринга – налог на добавленную стоимость. Утилизированные товары не облагаются НДС, а при передаче на благотворительность так же, как и при продаже, компании обязаны платить до 20 %. Поэтому продавцу дешевле и выгоднее выкинуть продукты, чем отдавать их нуждающимся. Но несмотря на это количество магазинов, которые сотрудничают с банком еды «Русь», растет.
Если налоговая поправка будет принята, фудшерингом сможет заняться большее количество компаний.
«Потенциал фудшеринга огромен. Эта технология способна не только существенно снизить количество пищевых отходов, но и полностью решить в стране проблему доступа к базовым продуктам у людей в трудной жизненной ситуации», – уверяют в фонде.
И добавляют, что как идея фудшеринга, так и культура волонтерства в России пока не распространены настолько, насколько хотелось бы.
Этот материал — часть проекта «От первого лица: социальное волонтерство москвичей», который АСИ реализует при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Другие новости и статьи о московских социальных волонтерах по ссылке.