Минтруд продолжает реформу ПНИ и теперь задумался о пациентах, которые хотят покинуть интернат. Ведомство работает над новым законопроектом, определяющим правила при выписке, переводе или временном убытии из учреждения. По словам экспертов, чтобы учесть все нюансы, документ необходимо доработать, иначе останется много возможностей для «маневров».
Без доработок этот проект, скорее всего, будет тормозить процессы реформы системы ПНИ.
В документе прописаны причины, по которым пациентов психоневрологических интернатов могут отпустить домой или временно, или навсегда, или перевести в другую организацию соцобслуживания. Но в законопроекте говорится, что в каждом отдельном случае будут рассматриваться основания.
Даже если на первый взгляд кажется, что регламент четко прописывает действия всех участвующих в этом процессе лиц, то, изучив отдельные пункты документа, можно полагать, что некоторые из них подразумевают прямое вмешательство в частную жизнь человека.
Например, если он захочет выписаться из интерната и вернуться домой к близким. В этом случае руководство интерната будет обязано предоставить специально созданной комиссии, которая рассматривает все обстоятельства убытия или перевода пациента, справку, характеризующую отношения человека с его близкими. А до этого нужно будет провести их опрос, что противоречит праву на невмешательство в частную жизнь.
Согласно документу, хорошо, что в состав комиссии смогут входить представители НКО и правозащитники, а родственникам позволят принимать участие в заседании этой комиссии, это повышает шансы на соблюдение прав проживающих в ПНИ.
Соответственно, окончательные решения по заявлениям о переводе, выписке и временному выбыванию из учреждения должны приниматься либо комиссией, либо органами соцзащиты. Но пока в законопроекте последнее слово остается все равно за руководителем учреждения. А, учитывая его возможную заинтересованность, пациент не сможет быстро и относительно просто покинуть стены ПНИ. Я считаю, эти учреждения должны быть открытыми для профильных НКО, правозащитных организаций и родственников.
Поэтому, конечно же, независимая комиссия с участием правозащитных организаций и самого заявителя — очень важный момент законопроекта. К преимуществам инициативы Минтруда относится и возможность временно выбыть из ПНИ, например, к родственникам или на программы по социализации и обучение. Раньше эти процессы никак не регулировались, и из некоторых учреждений невозможно было взять людей для участия в проектах по социальной адаптации или в тренировочные квартиры.
«Может привести к злоупотреблениям полномочиями»
Из недостатков — решение о переводе или выписке остается на откуп директоров интернатов, которые, безусловно, заинтересованы в том, чтобы у них в учреждениях было достаточное заполнение койко-мест. Окончательное решение о возможности временно выбыть из учреждения также остается за руководством, что может привести к злоупотреблениям полномочиями.
Насколько я знаю, коллеги из АНО «Служба защиты прав», которые находятся у нас в Нижнем Новгороде, и из «Региона заботы» уже направили свои предложения, чтобы этот законопроект не принимали в таком виде, в котором он сейчас. Очень хочется, чтобы мнение тех, кто профильно занимается вопросами ПНИ, было учтено.
«Ключевое замечание к проекту Минтруда — это наличие расплывчатых формулировок, которые создают неограниченные возможности для нарушений прав проживающих. В нем не указаны причины, по которым человеку могут отказать в переводе в другое учреждение. А это может позволить руководству интерната практически произвольно выбрать эти основания.
Проект Минтруда содержит ограничения для реализации прав — например, чтобы человек выписался из ПНИ, он должен быть обеспечен жильем. Хотя такие ограничения должны быть установлены федеральным законом. С одной стороны, такое ограничение носит оберегающий характер, а с другой — оно лишает подавляющее число проживающих в ПНИ возможности когда бы то ни было выйти из ПНИ.
В целом предлагаемые Минтрудом процедуры перевода, временного выбытия, выписки весьма громоздкие, что существенно затруднит их реализацию на практике: мы предполагаем, что директора ПНИ просто не будут принимать от граждан соответствующие заявления. Во многом усложнение процедур – это беда новой редакции закона о психиатрической помощи, а не подзаконных актов Минтруда».
Для меня очевидно, что стоит пересмотреть один из ключевых моментов — предоставление избыточных прав руководству ПНИ, дабы избежать злоупотреблений на местах.
Материал подготовлен по проекту «ПРОявления НКО: информация, смыслы, комьюнити». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.