Благотворительный фонд «Цвет жизни» проводит фестивали профессий, чтобы помогать особенным детям выбирать направления дальнейшего развития. За 10 лет пробовали разные форматы — от кулинарного до чисто профессионального. На арт-фестивалях акцент традиционно делается на творчестве, но технические специальности тоже представлены.
В течение трех часов проходили 25 мастер-классов для подростков, а родители или социальные педагоги интернатов в это время могли получить информацию об учебных заведениях. Всего в фестивале участвовали семь московских колледжей.
Мастер-классы ведут в основном педагоги и студенты колледжей, но есть и просто волонтеры, которые пришли на фестиваль поделиться своими творческими навыками. Хобби — это ведь тоже большая, важная, интересная часть жизни.
Кому-то из участников в силу особенностей достаточно одного-двух занятий и часа в шумном помещении. А кого-то сложно оторвать от работы и к концу программы.
Выбирать непросто, поэтому фестивальная программа для участников начинается с общения с волонтерами-коучами. Они помогают обозначить круг интересов, чтобы дети не просто ходили от стола к столу, а обращали внимание на свою внутреннюю потребность.
«Мы профессиональные коучи и не обучены специально работать с такими детьми. Но мы здесь, потому что умеем видеть, независимо от состояния здоровья, в каждом нечто цельное и сильное — и обращаться именно к этому. Мы помогаем ребятам прислушаться к себе», — говорит Елена Фарба, руководитель Международного центра коучинга и супервизии ICCS.
Определив предпочтения, можно идти рисовать или делать сувениры, пробовать себя в качестве столяра, парикмахера, визажиста, швеи, флориста, дизайнера, собирать компьютеры или заниматься сервировкой стола.
В представленных колледжах открыты программы по профессиональному обучению для людей с ОВЗ. Учебным заведениям фестиваль помогает найти новых абитуриентов, детям — узнать о возможностях, «пощупать» потенциальную профессию. И хотя многие из них воспринимают фестиваль пока больше как развлечение, в каждом колледже есть примеры, когда приходят поступать дети, впервые познакомившиеся с учебным заведением именно здесь.
В первую очередь при выборе профессии учитываются реальные физические возможности. Если у слабослышащих детей практически нет ограничений и им подходят многие специальности, то у подростков с ментальными особенностями или незрячих выбор уже меньше.
Дальше важно обратить внимание на способности и предрасположенность к той или иной деятельности. Если у ребенка действительно талант в чем-то, но на данный момент нет подходящего варианта обучения, возможно, имеет смысл поискать способы выстроить индивидуальный маршрут развития.
И наконец, еще один не менее значимый фактор — собственный интерес и желание ребенка.
«Вот, допустим, сегодня у нас представлено направление деятельности — клининг. И ребенку нравится. Но бывает, что родитель уводит его со словами: “Какой тебе пылесос, иди рисуй!” — рассказывает Елена Хорс, президент благотворительного фонда ”Цвет жизни”. — Иногда проблема вовсе не в диагнозе…»
Фото: Дима Жаров / АСИ
Еще одна короткая коучинговая сессия в конце фестиваля позволяет ребенку подвести некий итог.
«После мастер-классов участники опять возвращаются к нам и свои впечатления выражают в неком послании, — рассказывает Елена Фарба. — Они пишут: “следуй себе”, “следуй своей мечте”, “не сдавайся”, “даже когда что-то мешает, иди вперед”. То есть у этих детей есть определенные ограничения, но у них есть и стремление быть счастливыми, реализоваться и создавать что-то в своей жизни для себя, для других, для мира».
Педагоги признаются: далеко не все студенты действительно смогут работать и будут развиваться в полученной профессии. Но есть немало выпускников, которых приглашают на работу, берут в большие компании и на частные предприятия. Для кого-то из них этот путь начинается на фестивале профессий фонда «Цвет жизни».
«Лет семь назад у нас мальчик-сирота познакомился с профессией повара, — рассказывает Елена Хорс, — потом закончил кулинарный колледж, начал работать помощником, потом поваром, а сейчас стал су-шефом в одном из московских ресторанов. Это, конечно, капля в море, но я вспоминаю эту историю, и она вдохновляет».
Елена Хорс. Фото: Дима Жаров / АСИ
За эти годы фестиваль стал площадкой для диалога педагогов и представителей особых детей: познакомившись с подростками и с их возможностями, учебные заведения начали открывать новые направления для людей с ОВЗ. Если, например, раньше колледж был не готов обучать детей из коррекционных школ парикмахерскому делу, то теперь педагоги делятся первыми успехами студентов, которых приглашают на пробные стажировки в салоны.
И даже если фестиваль не становится шагом в профессию, участие в нем — шаг к пониманию себя, уверена Елена Фарба:
«Даже курсы, колледжи и институты не гарантируют, что человек будет работать по той или иной специальности. И никто не знает, что станет последней капелькой, которая повлияет на его внутренний выбор. Но фестиваль точно повышает вероятность того, что ребенок откроет для себя какую-то профессиональную или творческую область, полюбит ее и сделает частью своей жизни».
Этот материал — часть проекта «От первого лица: социальное волонтерство москвичей», который АСИ реализует при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Другие новости и статьи о московских социальных волонтерах по ссылке.