Экоцентр «Заповедники» и благотворительный просветительский фонд «Заповедное посольство» в конце апреля провели круглый стол в музее-усадьбе «Ясная Поляна» на тему особенностей заповедного волонтерства. Дискуссия проходила в формате коротких выступлений.
С приветственным словом выступила Екатерина Толстая, директор музея-усадьбы «Ясная Поляна». По ее словам, музей уже более 10 лет развивает волонтерство и приглашает добровольцев. Когда усадьбе не хватает рук, первые, к кому обращаются сотрудники, — это волонтеры.
«Мы за долгосрочную работу с добровольцами: за эти годы у нас появились волонтеры, которые хотят возвращаться к нам снова и снова. Они узнали работу музея-заповедника изнутри и стали нашими самыми большими друзьями, помощниками. Это дорогого стоит», — отметила Екатерина Толстая.
Конкретно в «Ясной Поляне» существует несколько форм работы с волонтерами:
- Волонтерские выходные — трехдневные заезды для индивидуальных участников, с пятницы по воскресенье;
- Организованные групповые заезды, объединяющие людей по интересам;
- Молодежные десанты для студентов профильных учебных заведений;
- Экологический лагерь «Мир для тебя»;
- Корпоративные заезды для сотрудников крупных компаний и бизнес-структур.
Представители музея подчеркивают, что волонтеры, вне зависимости от того, приезжают они в лагерь или на групповой заезд, — это именно друзья и единомышленники, а не бесплатная рабочая сила.
По мнению президента благотворительного фонда «Заповедное посольство» и директора эколого-просветительского центра «Заповедники» Натальи Данилиной, волонтеры приносят значительную пользу заповедникам, но только в том случае, если их работа грамотно организована куратором.
Начальник отдела экологического просвещения Росзаповедцентра Минприроды России Юлия Сущенко рассказала, что для системного привлечения волонтеров на заповедных территориях проводятся обучающие мероприятия. Так, в Кенозерском национальном парке уже много лет работает Школа заповедного волонтера, а в Кроноцком заповеднике — Школа защитников природы. И все это для того, чтобы взращивать мотивированных, знающих волонтеров, которые захотят вернуться в заповедник.
Заместитель директора по экологическому просвещению и познавательному туризму «Красноярских Столбов» Татьяна Юшкова отметила, что для нацпарка уже давно не столько важно увеличение туристического потока, сколько воспитание экологически ответственных посетителей.
«Волонтерство — это прекрасный инструмент для формирования союзников. Такую большую территорию со штатом не больше 70 человек сохранять невозможно, нужна общественная поддержка», — уточнила Юшкова.
В «Красноярские Столбы» приглашают работать даже школьников — причем действительно работать. Во время каникул учащиеся три-четыре раза в год ездят в нацпарк, где помогают обустраивать территорию в течение четырех часов в день. За это им из небюджетных средств нацпарка выплачивается поощрение в виде заработной платы.
Иногда привлекать волонтеров очень сложно из-за географической отдаленности заповедника. Так, «Заповедный Чикой» — это национальный парк, расположенный на территории Красночикойского района Забайкальского края России. Туда невозможно добраться на привычном транспорте — самолете или поезде. Сотрудникам нацпарка приходится привлекать специальную технику, чтобы доставлять волонтеров до территории, рассказывает Мария Еремеева, замдиректора по экологическому просвещению национального парка «Чикой».
В 2023 году поволонтерить на отдаленную территорию приехали девять счастливчиков. Но даже эти девять человек смогли сильно помочь нацпарку. Так, за время их смены была построена шестиметровая лестница с перилами для подъема на косогор, промаркировано три километра экотропы, посажены 12 кедров и изготовлено 40 метров настила для экотропы.
Пример «Чикоя» показывает, что замотивированных волонтеров в России много, а некоторые даже готовы приезжать на отдаленные территории, чтобы помогать сохранять природу. Главное — качественное сопровождение и организация волонтерской деятельности.
Эксперты подчеркнули, что важно поддерживать мотивацию волонтеров и укреплять отношения с ними, чтобы они рано или поздно вернулись в нацпарк. Для этого нужно благодарить волонтеров за уже проделанную работу, например, приглашая их на экскурсии и знакомя с местными традициями.
Специалист по работе с молодежью СПб ГБУ «Дом молодежи ”Царскосельский”» Татьяна Сурганова предупредила, что часто основной проблемой в коммуникации с волонтерами становятся завышенные ожидания. Многого ждут не только сами волонтеры, но и руководство нацпарка.
Так, добровольцы часто думают, что смена в нацпарке — это своеобразный отдых на природе со всеми удобствами и интернетом, что там не нужна никакая специальная подготовка и вообще заданий будет немного. В реальности же зачастую никакой связи на территории заповедников нет, а задания бывают крайне сложные (хоть и выполнимые). И все это вкупе с суровым климатом.
А сотрудники территорий иногда заблуждаются, думая, что за одну волонтерскую смену решатся чуть ли не все проблемы, а сами добровольцы — это супермены без страха и упрека, которые не нуждаются в сопровождении.
Поэтому, по мнению Татьяны Сургановой, важно сформировать здоровые ожидания с обеих сторон и сделать так, чтобы усилия волонтеров были приятны и полезны для всех.
- Шесть нацпарков приглашают волонтеров к участию в летних проектах
- FSC России создал платформу, объединяющую волонтерские проекты
- Кенозерье онлайн: в национальном парке Архангельской области стартовал дистанционный волонтерский лагерь
- Волонтеры изучили опыт создания экологических троп южноуральского нацпарка