«Социальный работник в нашем фонде — это сопровождающий, то есть специалист, который помогает нашим клиентам на работе, дома и во всех остальных делах, и кейс-менеджер — сотрудник, который помогает клиентам ставить цели и достигать их. В обязанности соцработников входит выстраивание вместе с клиентами маршрутов жизнеустройства, моральная и психологическая поддержка и административная, медицинская, юридическая, бытовая помощь», — рассказали в фонде «Жизненный путь».
В фонде намеренно избегают словосочетания «социальный педагог», поскольку работа ведется исключительно со взрослыми людьми.
Фонд «Жизненный путь» оказывает комплексную поддержку взрослым людям с психической инвалидностью — как тем, кто живет дома со своими семьями, так и проживающим в закрытых учреждениях соцзащиты. Под психической инвалидностью понимается широкий спектр ментальных особенностей — и генетические синдромы, и расстройства аутистического спектра, и интеллектуальные нарушения. Фонд развивает современные человекоцентричные социальные сервисы: сопровождаемое проживание, сопровождаемое трудоустройство, программы дневной занятости и досуговые проекты, программы психологической и юридической поддержки.
Команда фонда
В фонде «Жизненный путь» трудоустроены 163 сотрудника. 129 из них работают напрямую с клиентами, — это и руководители программ и мастерских, и социальные работники.
Шестеро соцработников службы маршрутизации (кейс-менеджеры) работают совместно с юристом. А с этого года, благодаря ФПГ, удалось привлечь к работе и психиатра.
Социальные работники службы не являются волонтерами, работают на основании трудового договора и имеют профильное образование или большой опыт работы, связанный с помощью людям.
Что входит в должностные обязанности службы маршрутизации?
- Проведение первичного приема.
- Систематические коммуникации с клиентами, их семьями и руководителями мастерских по разным вопросам — начиная от простых договоренностей о расписании, и заканчивая решением сложных ситуаций.
- Проведение ревью (инструмент, помогающий составить план работы для конкретного клиента с участием значимых для него людей).
- Составление индивидуального плана работы с клиентом.
- Подготовка документов по запросу (например, справки для судов, колледжей).
- Проведение опросов клиентов, анализ полученных данных с целью планирования возможных услуг.
- Выстраивание взаимодействия с дружественными организациями, налаживание с ними сотрудничества с целью объединения усилий в организации услуг для клиентов.
- Сопровождение клиентов в социальные, медицинские и другие организации.
- Представление интересов и защита прав клиентов в различных инстанциях и социальных ситуациях.
- Эмоциональная поддержка клиентов и их семей.
- Оказание поддержки в трудоустройстве клиентов.
Как проходит рабочий день социального работника фонда «Жизненный путь»?
Рабочий день соцработника формируется исходя из различных задач: первичного приема, обзвона клиентов, выезда в партнерские организации, экстренного реагирования на кризисы в жизни клиента, обсуждения со специалистами — юристом, сотрудниками мастерских, психологом — плана действий в различных ситуациях, работу с документацией.
Кроме этого, соцработники проводят еженедельные совещания, на которых обсуждают сложные случаи и делятся друг с другом успехами и неудачами, что помогает преодолевать эмоциональное выгорание и вырабатывать насмотренность.
«Я в социальной работе с 2007 года, и она стала и частью моей жизни. Есть клиенты, с которыми я поддерживаю общение и стараюсь помогать уже на протяжении 15 лет. В моей работе много нюансов — нужно не забывать заботиться о себе, а еще гибко подстраиваться под форс мажоры. С улыбкой вспоминаю, как в первые дни работы шла в фонд и строила планы в голове, а потом один тревожный звонок менял все. Социальная работа для меня — это не только помощь, но и обучение новой философии», — рассказывает Екатерина Порядина, социальный работник фонда «Жизненный путь».
Как обратиться в «Жизненный путь»?
Попасть на первичный прием не сложно. На сайте Фонда размещена анкета, которую заполняют потенциальные клиенты. Далее эта анкета попадает в базу данных и обрабатывается.
После этого клиента приглашают на первичный прием, где сотрудники фонда выявляют его основные потребности и назначают куратора.
Куратор — это социальный работник, который является постоянным контактным лицом для клиента и к которому клиент может обратиться по любым вопросам.
В основу работы службы маршрутизации положен подход кейс-менеджмента, или работы со случаем. Так, у клиента всегда есть постоянный куратор, или кейс-менеджер, который понимает его потребности и помогает организовать необходимые услуги в соответствии с ними. Куратор находится в контакте не только с клиентом, но и с его семьей и другими специалистами.