Новости
Новости
03.12.2024
02.12.2024
18+
Статьи

Работа со случаем и обучение новой философии: что значит быть социальным работником

8 июня в России отмечается День социального работника. АСИ решило узнать, чем занимаются соцработники фонда «Жизненный путь».

Фото: Priscilla Du Preez / Unsplash

«Социальный работник в нашем фонде — это сопровождающий, то есть специалист, который помогает нашим клиентам на работе, дома и во всех остальных делах, и кейс-менеджер — сотрудник, который помогает клиентам ставить цели и достигать их. В обязанности соцработников входит выстраивание вместе с клиентами маршрутов жизнеустройства, моральная и психологическая поддержка и административная, медицинская, юридическая, бытовая помощь», — рассказали в фонде «Жизненный путь». 

В фонде намеренно избегают словосочетания «социальный педагог», поскольку работа ведется исключительно со взрослыми людьми. 

Фонд «Жизненный путь» оказывает комплексную поддержку взрослым людям с психической инвалидностью — как тем, кто живет дома со своими семьями, так и проживающим в закрытых учреждениях соцзащиты. Под психической инвалидностью понимается широкий спектр ментальных особенностей — и генетические синдромы, и расстройства аутистического спектра, и интеллектуальные нарушения. Фонд развивает современные человекоцентричные социальные сервисы: сопровождаемое проживание, сопровождаемое трудоустройство, программы дневной занятости и досуговые проекты, программы психологической и юридической поддержки.

Команда фонда

В фонде «Жизненный путь» трудоустроены 163 сотрудника. 129 из них работают напрямую с клиентами, — это и руководители программ и мастерских, и социальные работники.

Шестеро соцработников службы маршрутизации (кейс-менеджеры) работают совместно с юристом. А с этого года, благодаря ФПГ, удалось привлечь к работе и психиатра. 

Социальные работники службы не являются волонтерами, работают на основании трудового договора и имеют профильное образование или большой опыт работы, связанный с помощью людям.

Что входит в должностные обязанности службы маршрутизации?

  • Проведение первичного приема.
  • Систематические коммуникации с  клиентами, их семьями и руководителями мастерских по разным вопросам — начиная от простых договоренностей о расписании, и заканчивая решением сложных ситуаций.
  • Проведение ревью (инструмент, помогающий составить план работы для конкретного клиента с участием значимых для него людей).
  • Составление  индивидуального плана работы с клиентом.
  • Подготовка документов по запросу (например, справки для судов, колледжей).
  • Проведение опросов клиентов, анализ полученных данных с целью планирования возможных услуг.
  • Выстраивание взаимодействия с дружественными организациями, налаживание с ними сотрудничества с целью объединения усилий в организации услуг для клиентов.
  • Сопровождение клиентов в социальные, медицинские и другие организации.
  • Представление интересов и защита прав клиентов в различных инстанциях и социальных ситуациях.
  • Эмоциональная поддержка клиентов и их семей.
  • Оказание поддержки в трудоустройстве клиентов. 

Как проходит рабочий день социального работника фонда «Жизненный путь»?

Рабочий день соцработника формируется исходя из различных задач: первичного приема, обзвона клиентов, выезда в партнерские организации, экстренного реагирования на кризисы в жизни клиента,  обсуждения со специалистами — юристом, сотрудниками мастерских, психологом — плана действий в различных ситуациях, работу с документацией. 

Кроме этого, соцработники проводят еженедельные совещания, на которых обсуждают сложные случаи и делятся друг с другом успехами и неудачами, что помогает преодолевать эмоциональное выгорание и вырабатывать насмотренность. 

«Я в социальной работе с 2007 года, и она стала и частью моей жизни. Есть клиенты, с которыми я поддерживаю общение и стараюсь помогать уже на протяжении 15 лет. В моей работе много нюансов — нужно не забывать заботиться о себе, а еще гибко подстраиваться под форс мажоры. С улыбкой вспоминаю, как в первые дни работы шла в фонд и строила планы в голове, а потом один тревожный звонок менял все. Социальная работа для меня — это не только помощь, но и обучение новой философии», — рассказывает Екатерина Порядина, социальный работник фонда «Жизненный путь».

Как обратиться в «Жизненный путь»? 

Попасть на первичный прием не сложно. На сайте Фонда размещена анкета, которую заполняют потенциальные клиенты. Далее эта анкета попадает в базу данных и обрабатывается. 

После этого клиента приглашают на первичный прием, где сотрудники фонда выявляют его основные потребности и назначают куратора. 

Куратор — это социальный работник, который является постоянным контактным лицом для клиента и к которому клиент может обратиться по любым вопросам. 

В основу работы службы маршрутизации положен подход кейс-менеджмента, или работы со случаем. Так, у клиента всегда есть постоянный куратор, или кейс-менеджер, который понимает его потребности и помогает организовать необходимые услуги в соответствии с ними. Куратор находится в контакте не только с клиентом, но и с его семьей и другими специалистами. 

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике