Пятый год Республика Башкортостан держится в тройке регионов — лидеров по количеству социальных предприятий. Все это время рейтинг бессменно возглавляет Московская область, тогда как Башкирия с 2022 года заняла в нем второе место, опережая в росте остальные российские регионы. Число социальных предприятий в республике за 2021 год увеличилось на 70% (со 196 до 328), за 2022 год — на 20% (до 404), за 2023 год — на 50% (до 606).
Социальное предприятие — статус, который могут получить представители малого и среднего предпринимательства (МСП), если их деятельность направлена на решение или смягчение различных социальных проблем. Статус закрепляется в Едином реестре субъектов МСП, который ведет Федеральная налоговая служба, подтверждать его нужно ежегодно. Статус социального предприятия дает организациям право получать государственную поддержку, в том числе гранты, субсидии, налоговые льготы, бесплатное обучение, консультации экспертов, маркетинговую поддержку, доступ к льготному госимуществу и другое.
Молодое явление
Социальное предпринимательство для России — явление молодое, даже закон, закрепляющий это понятие, Госдума приняла лишь в 2019 году. Несмотря на это, направление развивается, и многие социальные предприятия демонстрируют не только жизнеспособность, но и экономическую эффективность. По данным Минэкономразвития России, на начало 2024 года в стране было зарегистрировано почти 11 тысяч социальных предприятий, их суммарная выручка за прошлый год превысила 102 млрд рублей.
В Башкортостане МСП считают одной из главных опор экономики. Как отметила Зухра Гордиенко, которая с мая 2024 года возглавляет в правительстве региона Министерство предпринимательства и туризма, республика заинтересована в развитии сферы социального предпринимательства, потому что работа таких компаний положительно сказывается как на экономике, так и на качестве жизни людей. Большинство (39%, по данным за 2023 год) социальных предприятий Башкортостана работают в сферах образования и медицины.
«В республике активно развивается соцпредпринимательство, и все, кто сейчас зарабатывают деньги, работают на социалку», — обратила внимание министр, добавляя, что тем не менее финансовая мотивация для бизнесменов второстепенна и движет людьми прежде всего желание быть полезными своей малой родине.
Зухра Гордиенко. Фотография предоставлена фондом «Наше будущее»
Состояние социального сектора экономики Зухра Гордиенко оценивала на презентации образовательного проекта «Образ будущего». Мероприятие состоялось в Уфе во время организованного Фондом региональных социальных программ «Наше будущее» пресс-тура. Фонд работает с 2007 года и видит своей задачей формирование и развитие в России социального предпринимательства. Пресс-тур в столицу Башкирии проходил, чтобы изучить опыт трех благополучно развивающихся социальных предприятий республики.
Популяризация промышленных специальностей
Социальное предприятие «Образ будущего» возникло семь лет назад. Его основатель и руководитель Айгюль Шадрина — инженер-нефтяник с опытом работы в нефтегазовой компании — заметила, что подрастающее поколение не знает, что из себя представляет промышленность. Ситуация осложнялась демографическим кризисом и приводила к дефициту кадров на предприятиях.
«Я на своем примере понимала, насколько сложно родителям объяснять своим детям, как работают отрасли, и насколько в промышленности не хватает мотивированных людей. Так и рождаются социальные предприятия: сам видишь проблему, начинаешь ее решать на некоммерческой основе, а потом к тебе приходят интересанты», — объясняет соцпредпринимательница.
Айгюль Шадрина запустила стартап, в котором школьников погружают в специфику работы на нефтегазовых, металлургических, энергетических предприятиях. Промышленность — тема сложная, поэтому информацию адаптируют, чтобы она была понятна школьникам. Обучение проходит в игровой форме, при этом детям удается осваивать программы третьих-четвертых курсов профильных вузов.
«Образ будущего» заинтересовывает учеников сложным предметом и популяризирует промышленные специальности. Кроме того, проект занимается профориентацией и выявлением отраслевой мотивации, а также помогает школьным учителям точных и естественных наук преподавать темы, связанные с производством. Для детей и школ все программы бесплатны — они финансируются заинтересованными промышленными предприятиями. Образовательные программы «Образа будущего» используют уже в 20 российских регионах.
Бизнес-шерифы и другие меры поддержки социального предпринимателя
История создания проекта «Образ будущего» совпадает с наблюдением, сделанным в исследовании 2023 года фонда «Наше будущее» и группы ЦИРКОН: основным мотивом людей, открывающих социальный бизнес, становится желание реализовать определенную идею. В своей работе аналитики пришли к выводу, что на развитие сферы социального предпринимательства влияет объем оказываемой государством поддержки и ее релевантность запросам организаций.
Однако более важным фактором эксперты сочли региональную специфику: подходы главы региона и профильного регионального министра, а также увлеченность руководителей центров оказания услуг и поддержки предпринимателей «Мой бизнес» или входящих в их состав Центров инноваций социальной сферы (ЦИСС).
По словам Зухры Гордиенко, в 2024 году объем грантов для социального бизнеса в Башкортостане составит чуть более 100 млн рублей. «Сумма небольшая, учитывая, что их [социальных предприятий] больше 600», — комментирует министр.
«Позиция министерства сегодня и лично моя — надо поддерживать сильных, которые уже стоят на ногах, для того чтобы они дальше развивались. Конечно, мы будем рассматривать и стартапы, выяснять, какая у них миссия в социальном предпринимательстве, — пояснила глава Министерства предпринимательства и туризма. — Думаю, что от 30 до 50 больших проектов мы поддержим, а потом уже будем смотреть [на остальных]».
Министр говорит, что поддержка сферы соцпредпринимательства в Башкирии ничем не отличается от других регионов. Между тем в 2023 году объем грантов в республике увеличился на 14,6% и достиг 81,8 млн рублей.
В том же году Башкортостан занял первое место в рейтинге Минэкономразвития России по региональным мерам поддержки социального предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО). В этом рейтинге оценивались результаты работы субъектов РФ за 2022 год. По итогам 2021 года Республика Башкортостан занимала второе место, на которое она поднялась всего за два года. В 2020 году регион находился на пятом месте, а годом ранее, в 2019 году, — на 25-м.
Осенью 2019 года в муниципалитетах Башкирии ввели новую должность — бизнес-шериф по защите прав предпринимателей и привлечению инвестиций. Служащий является заместителем главы администрации, его основная функция — консультировать представителей МСП по вопросам ведения бизнеса, оказывать им необходимую поддержку и формировать условия для развития.
Сейчас в Башкортостане работают 70 бизнес-шерифов: 63 — в каждом муниципальном образовании и семь — в каждом городском районе Уфы. Эксперимент в республике считают успешным: за пять лет работы института бизнес-шерифов количество МСП ежегодно стабильно увеличивается, а инвестиции выросли почти на 53%, достигнув в 2023 году 620 млрд рублей.
«Социальным предпринимателем я стала благодаря Республике Башкортостан. Именно Министерство предпринимательства и туризма познакомило меня с этим понятием, объяснило, что я социальный предприниматель, помогло мне получить субсидию, а также познакомило меня с фондом ”Наше будущее” и их программами. Нас, социальных предпринимателей, в Башкортостане не просто так много, мы рождаемся здесь, здесь нас находят, нам помогают, нам объясняют, нас развивают», — признается Айгюль Шадрина.
Айгюль Шадрина. Фотография предоставлена фондом «Наше будущее»
Соцпредприниматели Башкирии предлагаемую им помощь, причем не только государственную, достаточно активно принимают. Так, Айгюль Шадрина в 2023 году стала выпускницей бесплатной образовательной программы фонда «Наше будущее» «Аксель.Соцзаказ», которая посвящена особенностям работы с социальным заказом. Участников программы, в частности, учат масштабировать бизнес, а также управлять социальным эффектом.
Исполнение социального заказа
Еще одна соцпредпринимательница, Айгуль Файзуллина, основатель пансионата для пожилых и людей с инвалидностью «Родительский дом» (АНО Центр социального обслуживания населения «Доверие-К»), поддержку фонда «Наше будущее» получала дважды. В 2019 и в 2021 годах руководитель организации участвовала в конкурсе фонда и получала беспроцентные займы на три года. По словам Айгуль Файзуллиной, оба раза деньги сильно выручили пансионат: в первый раз позволили завершить ремонт перед открытием, а во второй — установить систему пожарной сигнализации.
«Родительский дом» работает по системе государственно-частного партнерства: организация за свой счет отремонтировала помещение бывшего государственного дома престарелых, закрытого из-за плохого состояния, и получила право его использовать. В 2018 году стороны заключили соглашение на 25 лет, в 2019 году открылся частный пансионат на 40 человек.
Для живущих здесь людей стараются создать такую же обстановку, какая была у них дома: они могут мыться в бане, работать в саду (его здесь называют «Бабушкин сад») или теплице и даже ухаживать за барашками и курицами. Так как людей немного, в пансионате стремятся прислушиваться к их просьбам. Одной паре там даже помогли сыграть свадьбу.
Айгуль Файзуллина рассказывает, что центр «Доверие-К» участвует в конкурсах Минтруда на получение сертификатов на социальное обслуживание, а также подается на гранты. За счет средств гранта, например, в пансионате открыли соляную комнату.
Руководитель организации отметила, что частный пансионат придерживается тех же стандартов, что и государственные учреждения: все проходят проверки Роспотребнадзора, поэтому деятельность должна быть лицензированной.
«В реестр [соцпредпринимателей] войти не так сложно, сложно получить лицензию, получить право заниматься данной деятельностью. <…> Социальный бизнес — он очень непростой. Это не купить за пять рублей, продать за 30. В нашей сфере срок окупаемости — от 10 до 15 лет», — замечает соцпредпринимательница.
Айгуль Файзуллина. Фотография предоставлена фондом «Наше будущее»
30 мест в «Родительском доме» предназначены для владельцев социальных сертификатов, 10 мест — коммерческие, за их счет предприятие окупает свои вложения. Стоимость одного дня проживания в пансионате — от 1200 до 1500 рублей (в зависимости от потери навыков самообслуживания). По данным бухгалтерской отчетности центра «Доверие-К», выручка организации за 2023 год составила 6,1 млн рублей.
Проблемы социального предпринимателя
Как замечает Зухра Гордиенко, деньги на развитие социального предпринимательства есть, просто бизнесменам нужно освоить схему их получения: правильно готовить и подавать документы.
Министр добавляет, что предпринимателям вообще нужно многому учиться: узнавать, как вести бизнес, повышать финансовую грамотность. Дело в том, что социальные предприниматели могут легко потерять свой статус и вследствие этого лишиться поддержки. Например, если не предоставят вовремя налоговую отчетность или не будут своевременно уплачивать налоги и страховые взносы. Так, на начало 2024 года статус социального предприятия был у 617 организаций Башкортостана, на момент публикации их осталось лишь 579 (несмотря на падение, республика продолжает удерживать второе место в рейтинге. — Прим. АСИ).
«Социальный предприниматель хочет изменить мир, а спотыкается на том, что вовремя отчет не сдал, его за это оштрафовали, вовремя что-то не предоставил — денег не дали», — сетует Зухра Гордиенко.
Министр призывает всех обращаться в администрацию, министерство или центры «Мой бизнес» и говорит, что отсутствие средств, а также поддержки со стороны местных администраций — основные риски социального бизнеса.
«Социальный предприниматель — человек с миссией, с интересными идеями, его надо поддерживать. Очень часто социальное предприятие закрывается по причине того, что заканчивается субсидия. А ведь любой социальный предприниматель — это человек, ему надо кормить семью. Поэтому социальное предпринимательство нуждается в постоянной подпитке: как только она заканчивается, очень часто заканчивается и идея. Социальное предпринимательство, — считает Зухра Гордиенко, — должно быть выделено в отдельную строку, чтобы их сопровождать и не допускать, чтобы у них руки опускались. У социального предпринимателя душа тонкая».
Башкирский феномен
Между тем зависимость социального предпринимателя Башкирии от грантов не повсеместна. В компании «ВиЦыАн» признаются, что дважды их заявки на гранты не одобрили — и они решили больше не подаваться. Однако это не мешает организации расти и развиваться.
Предприятие уже более 20 лет разрабатывает и производит средства реабилитации, а также ортопедические и медицинские товары (противопролежневые матрасы и подушки, подушки-опоры, чехлы для кушеток и оборудования, влагонепроницаемое постельное белье и другое). Поставляют свою продукцию в основном медучреждениям, но часто работают и с заказами по индивидуальным запросам. В компании называют своей миссией создание комфортных условий для пациентов и облегчение работы медицинских сотрудников.
Основатель, директор, а также автор разработок «ВиЦыАна» Виталий Цыганков гордится тем, что компания производит функциональные и универсальные изделия по доступным ценам. Одно из таких — реабилитационный тренажер для кисти, который помогает (в том числе в домашних условиях) развивать моторику рук после травмы или инсульта. Устройство «шестипалое», его можно использовать как на правой, так и на левой руке, размер один, подойдет для кисти S, M и L.
Виталий Цыганков. Фотография предоставлена фондом «Наше будущее»
У Виталия Цыганкова в компании репутация инноватора, сам он говорит, что инженерия — это его хобби. В портфолио социального предприятия более 100 разработок и 10 патентов на изобретения.
Историю одной из разработок описала Яна Цыганкова, совладелица компании и заместитель директора. Современные производители противопролежневых матрасов используют в них специальные гелевые вставки, в России их никто не производил — все закупали в основном в Китае. Виталий Цыганков решил ситуацию исправить.
У основателя «ВиЦыАна» нет химического образования, однако он разложил состав вставки на элементы. Работа над технологией шла два года, многократно делали пробные образцы и в итоге первыми в России запустили производство гелевых вставок.
«Получилось лучше, чем у китайцев», — шутят основатели компании. Яна Цыганкова сравнила ситуацию с известной историей создания первых компьютеров Apple в гараже. Компания запатентовала упруго-перетекающий элемент для противопролежневых матрасов и теперь использует его в своих изделиях, в том числе ортопедических.
Виталий Цыганков рассказывает, что, когда компания «ВиЦыАн» только зарождалась, основатели искали и тестировали ниши, где существуют проблемы и чего-то не хватает. Так предприятие начало работать с медучреждениями. Сейчас компания поставляет свою продукцию в 50 регионов России. В последние годы многие зарубежные поставщики ушли с российского рынка, и «ВиЦыАн» оказалась одной из немногих отечественных компаний, которые способны заместить импортные товары. Это благоприятно сказалось на росте предприятия. Так, в 2023 году выручка «ВиЦыАна» увеличилась на 67% и составила 178 млн рублей.
Виталий Цыганков уверен, что каждый предприниматель, который радеет за свою продукцию и хочет радовать своего потребителя, — социальный предприниматель. Рассуждая о смысле понятия, бизнесмен приводит в пример частные пекарни, которые ради постоянных посетителей стремятся делать вкусную выпечку, или уличных торговцев, которые дают возможность не ехать на рынок через весь город, а покупать свежие овощи и фрукты по доступной цене рядом с домом.
На вопрос, не хотят ли они перебраться в Москву, социальные предприниматели из Уфы дружно отвечают отрицательно. Айгюль Шадрина предпочитает работать в регионе, где развита промышленность, Айгуль Файзуллиной нравится жить в своем доме и вести хозяйство, а Яна и Виталий Цыганковы любят свой спокойный и красивый город и природу Башкирии.
Высказываясь о причинах, вызывающих рост сферы социального предпринимательства в Республике Башкортостан, Зухра Гордиенко резюмирует: «Секрет один: у нас очень хорошие люди, люди неравнодушные, которые хотят делать что-то доброе для своей родины. Такой вот менталитет: мы живем на своей родине, мы хотим быть полезными здесь. И социальное предпринимательство — про это».