Как правило, в теплые дни приюты пустуют: бездомные люди уходят кочевать по городским улицам. Но вот уже второй год селить попавших в трудную жизненную ситуацию людей просто некуда. Дома, предлагаемые воронежскими НКО для ночлега и временного проживания, переполнены не имеющими крова и документов немощными пожилыми и людьми с инвалидностью.
В шелтерах благотворительной организации «Рассвет» кровати поставили даже в складских помещениях. Проблема бездомности, утверждает координатор проектов в «Рассвете» Дмитрий Константинов, достигла в Воронеже «космической остроты»: нуждающихся стало в десятки раз больше, возможности НКО-сектора остались скромными, а для властей бездомные — по-прежнему невидимки.
И знать не хотят
В одном из приютов «Рассвета», где проживают около 30 человек, 36-летний Андрей значится старшим, следит за порядком. Сюда он попал год назад после того, как больше не смог за троих работать, чтобы снимать квартиру. У Андрея диагностировали остеомиелит, в общей сложности он перенес 16 операций под общим наркозом. Нога не сгибается, мужчине дали третью группу инвалидности. Из-за болей он стал употреблять алкоголь.
Андрей. Фото: Алиса Ермакова / АСИ

В трудной жизненной ситуации оказалось, что ему не на кого положиться и некуда пойти. Андрей — круглый сирота и с даты совершеннолетия добивается положенной от государства квартиры через суды. Он говорит, что вся его жизнь летела в пропасть, пока не встретил на своем пути организацию «Рассвет», которая стала ему опорой. Их юрист помогает со сбором документов на квартиру, победить зависимость удалось, придя к Богу.

Наталье около 55 лет, в приюте она с осени. Раньше помогала фермеру в личном подсобном хозяйстве, была ударницей удоев. Но когда с ней случился инсульт, она слегла. Отнялась вся левая сторона. Хозяин, как говорит сама Наталья, сначала помогал — надеялся, что она со временем вновь приступит к работе. Но полностью женщина не восстановилась.
Корреспондент АСИ Ирина Лазарева беседует с Натальей. Фото: Алиса Ермакова / АСИ
Сейчас у постоялицы «Рассвета» замедленная речь, парализована левая рука и ходит она с постоянными болями в ногах. От прошлой жизни у женщины остались игрушки из шоколадных яиц — она аккуратно расставила их на прикроватной тумбочке. В ней же лежит внушительная горка плиток шоколада. Когда становится горько за судьбу, Наталья любит себе подсластить. Вот и сейчас тянется здоровой рукой к шоколаду, когда спрашиваю про родственников. У нее — брат и сестра в Брянской области, оба не хотят ее знать.

А вот от Владимира с выходом на пенсию отвернулась молодая жена. Рассказывает, что пока был хорош собой и приносил в дом деньги, жили они припеваючи. Потом заработки сократились — и теплая домашняя кровать сменилась уличной лавкой. Владимир скитался по проспектам Москвы, а затем — Воронежа. Про приюты «Рассвета» узнал от местных бездомных.
Владимир. Фото: Алиса Ермакова / АСИ
Пока здесь Владимиру предоставляют ночлег, он решает насущные вопросы — от восстановления документов до получения гражданства. В Россию много лет назад он прибыл из Молдовы и все это время не задумывался, что может остаться без средств к существованию. Раскладывая шахматную партию, словно свою жизнь, мужчина надеется, что сможет исправить ошибки молодости и оформить пенсию, с которой хоть немного легче станет устроить быт. На поддержку детей Владимир не рассчитывает — связь с ними давно потеряна.










«Не просто чувствуют себя брошенными, они такие и есть»
Всего в трех шелтерах «Рассвета» проживают 60 человек. Это максимум, который организация в силах потянуть, притом что просторный двухэтажный частный дом, около двух лет назад переданный собственником в безвозмездное пользование, тоже забит. Дополнительные койки для постояльцев временно разместили на складе и в кухоньке.
«Всех этих людей объединяет социальная неустроенность жизни. Они частично лишены дееспособности, у них нет документов, нет работы, нет поддержки близких людей. И внутренней опоры оттого тоже нет, — говорит в беседе с АСИ Дмитрий Константинов. — И эти проблемы часто неразрешимы. Бездомные не просто чувствуют себя брошенными, они такие и есть».
Дмитрий Константинов. Фото: Алиса Ермакова / АСИ

По словам Дмитрия Константинова, «Рассвет» более 10 лет старается донести до чиновников, что помощь бездомным людям в регионе должна быть комплексной. Существуя на пожертвования и гранты, некоммерческие организации могут предложить лишь временное проживание, питание и частично обеспечить бездомных одеждой. В проекте «Патруль милосердия» соцработник «Рассвета» помогает бездомным с восстановлением документов и получением медицинской помощи. Но все это капля в море — несколько десятков историй помощи в год.
«Некоммерческие организации помогают бездомным закрыть базовые потребности, но мы не можем добиться осуществления полного цикла реабилитационных мероприятий по восстановлению у бездомного способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности, а также адаптации к условиям жизни в обществе, — поясняет Дмитрий Константинов. — По большому счету мы помогаем здесь и сейчас, не влияя на будущее человека. Дело в том, что наши ресурсы ограниченны».
И если раньше, когда бездомный просил крышу над головой, он постепенно решал свои вопросы и затем уходил из приюта, уступая место другому, то теперь выселять некого. Контингент значительно изменился: наряду с теми, кому нужно решать проблему алкогольной зависимости и восстановления социальных контактов, в шелтер приходят люди с инвалидностью, старики и недееспособные.
«Это немощные люди, которые из-за букета накопившихся проблем вынуждены скитаться на улицах, а устройство в интернат им просто не светит. Туда принимают с документами, оформленной пенсией по старости или инвалидности, чего у бездомных зачастую нет. Поэтому они не нужны ни соцзащите, ни интернатам», — объясняет Константинов.







Проблема бездомности в Воронежской области: от кого ждать помощи
«Много лет мы добиваемся от властей создания государственного центра помощи бездомным в Воронеже. А 10 лет назад после резонанса в соцсетях и СМИ, где мы говорили о важности проблемы бездомности, такое учреждение обещал возвести экс-губернатор Алексей Гордеев. Он даже издал соответствующий приказ, но воз и ныне там», — категорично высказывается Дмитрий Константинов.
Периодически «Рассвет» направляет запросы в региональное министерство соцзащиты, чтобы узнать о судьбе обещанного 10 лет назад государственного приюта. Но в ответах — либо «нет подходящей земли», либо ссылки на то, что в Воронеже этой категорией граждан занимаются НКО, комментирует Константинов.
Почему же власти Воронежской области не торопятся решать проблему бездомности и так ли они не заинтересованы в появлении государственного центра, АСИ спросило у министерства соцзащиты.
В ведомстве сообщили, что поддержка, вопреки имеющимся утверждениям, все же осуществляется. В частности, речь идет о социальных и бесплатных юридических услугах, которые можно получить при обращении в отделы соцзащиты по месту пребывания.
Однако для того, чтобы эти услуги были оказаны государственными структурами, человек без определенного места жительства или его представитель должны предъявить паспорт, а также документы, которые подтверждают льготный статус человека, нуждающегося в помощи.
Фото: Алиса Ермакова / АСИ

«Взаимодействие по выявлению лиц без определенного места жительства осуществляется в ходе совместных благотворительных мероприятий и акций, проводимых СО НКО, представителями органов государственной власти и подведомственных учреждений. Со всеми выявленными лицами проводится разъяснительная работа о возможности восстановления правового статуса, получения медицинской помощи, социального обслуживания, услуг по социальной адаптации и последующего трудоустройства», — прокомментировали в региональном министерстве социальной защиты населения.
Кроме того, в ведомстве добавили, что бездомные в Воронежской области могут претендовать на медицинское обследование и лечение, установление инвалидности, пенсию по старости, получение страхового свидетельства и паспорта, а также психологическую и реабилитационную помощь для восстановления жизненных ценностей, нравственных качеств, социальной адаптации и так далее. Всем этим в регионе занимаются НКО — «Рассвет», Центр помощи бездомным «Дом милосердия» Благотворительного фонда святителя Антония Смирницкого, приют для бездомных при Свято-Митрофановском храме в селе Хреновое Бобровского района.
















При многих храмах Воронежа ежедневно осуществляется раздача благотворительных обедов. Согласно общей статистике, поданной в министерство некоммерческими организациями, с начала 2024 года кров получили 160 бездомных людей. Что касается возведения государственного приюта для бездомных, в министерстве ответили без деталей — не запланировано.

«Важность помощи бездомным людям осознают не только в столицах, но и в городах, по численности населения близких к Воронежу. В государственном центре помощи бездомным Ростова-на-Дону, например, лица, не имеющие дома, могут поесть, принять душ и переодеться. По месту доступны правовые и медицинские услуги.
Дмитрий Константинов. Фото: Алиса Ермакова / АСИ
Желающие могут попасть на реабилитацию по восстановлению социальных и трудовых навыков. Помимо этого, работает отделение ночного пребывания: всегда есть где переждать холодную ночь и непогоду. А мы в Воронеже продолжаем справляться своими скромными силами», — говорит Константинов, посетивший соседний регион в отпуске.
Впрочем, социальная поддержка, согласно указу президента, напоминает представитель «Рассвета», должна распространяться на всех нуждающихся, в том числе и бездомных — вне зависимости от того, почему они остались без крова и средств к существованию.
«Социальная поддержка не должна быть избирательной, — добавляет он. — Однако в Воронежской области пока нет документов, которые станут к этому обязывать».