Что такое волонтерский фандрайзинг
Волонтерский фандрайзинг – один из видов краудфандинга, где деньги для некоммерческой организации помогают собирать сторонники через свои личные связи.
«Волонтерский фандрайзинг – это способ сбора денег в пользу НКО с помощью сторонников организации, то есть людей, которые разделяют ваши ценности и хотят поддержать организацию и помочь ей в достижения миссии», – объясняет директор института развития фандрайзинга Анастасия Ложкина.
Запуская волонтерский фандрайзинг, в первую очередь следует обращаться к сторонникам и подписчикам в соцсетях, то есть к людям, которые уже что-то делают для вашей НКО: ставят лайки, комментируют посты, подписаны на реккурентные платежи и так или иначе вовлечены в жизнь организации. Важно понимать, что это не обязательно волонтеры, а люди, которые верят в организацию. Соответственно, чем больше у НКО таких сторонников, тем выше шансы, что технология волонтерского фандрайзинга будет для вашей организации эффективной.
Волонтерский фандрайзинг хорош тем, что кроме собранных денег организация получает новых сторонников и таким образом расширяет сеть лояльных людей.
С чего начать
Эксперт рекомендует начинать, в первую очередь, с себя, то есть показать сторонникам возможности волонтерского фандрайзинга с помощью личного примера. «Это путь, который необходимо пройти самому фандрайзеру, руководителю, некоторым сотрудникам. Ведь тогда вы сможете его описать, понять, какие там бывают сложности и в результате убедить и вовлечь других людей», – уверена Ложкина.
Привлекать деньги сторонники могут разными способами, в том числе приурочив сбор средств к какому-либо значимому событию в жизни, например, человек хочет взойти на вершину горы или пробежать свой первый марафон, просит друзей поддержать его финансово, а собранные средства потом получает благотворительная организация. Популярный вариант – объявить сбор средств в пользу НКО на свой день рождения.
Фандрайзер организации тоже может открыть сбор денег по какому-то из этих поводов, советует Ложкина. «Расскажите об этом в социальных сетях, и люди начнут вовлекаться в эту технологию. После предложите вашим сторонникам, подписчикам в соцсетях присоединиться к инициативе», – говорит эксперт.
Продумать удобную платформу
Чтобы сторонникам было удобно запустить сбор, позаботьтесь о специальной платформе для этого. Можно использовать уже существующую или создать свою.
Среди самых популярных в России – платформы «Пользуясь случаем» и «Добрый день» сервиса «Добро Mail.ru». Многие фонды открывают собственные платформы. Собранные там деньги идут на помощь подопечным конкретной организации. Например, в 2023 году благотворительный фонд помощи взрослым «Живой» запустил платформу «Вот именно», где можно создавать события и помогать подопечным фонда. Свои платформы есть у фондов «Подари жизнь», «Жизнь как чудо», «Синдром любви», «Вера».
«На такой платформе все должно быть просто и понятно: пользователю должно быть легко ориентироваться в личном кабинете и открывать сбор. Разместите там четкую инструкцию, как открыть волонтерский сбор, предложите идеи по сбору средств: книжный сейл, марафон, мастер-класс в поддержку НКО», – поясняет Анастасия Ложкина.
Начинать с малого
Одна из ключевых ошибок, которую допускают в волонтерском фандрайзинге, по мнению эксперта, – это слишком большая сумма сбора. В таком случае есть риск не собрать деньги и разочароваться в этом инструменте. Цели должны быть реалистичными.
«Начинайте сбор с малого – поставьте цель, например, 20 тысяч рублей. Важно одержать первую победу и закрыть сбор, это вдохновит на дальнейшие действия», – рекомендует Ложкина.
Конечно, многое зависит от достатка сторонников. «В моей практике было, что люди за час закрывали сборы на 300 тысяч рублей просто потому, что их друзья – обеспеченные люди», – говорит Ложкина.
Вдохновлять
Чтобы волонтерский фандрайзинг был успешным, НКО должна вдохновлять и мотивировать сторонников на открытие новых сборов. «Это можно делать с помощью историй благополучателей, которым оказали помощь. Так люди будут понимать, на что именно привлекаются средства, захотят почувствовать свою сопричастность», – считает эксперт.
Ложкина добавляет, что технология волонтерского фандрайзинга довольно дорогая, но не финансово, а в плане временных затрат.
Идеально, чтобы у НКО был отдельный человек, который каждый день будет общаться с аудиторией, отвечать на вопросы, объяснять детали и мотивировать сторонников продолжать помогать.
Обязательно ли НКО развивать волонтерский фандрайзинг
Прежде чем запускать волонтерский фандрайзинг, НКО следует трезво оценить свои силы и понять, есть ли у нее такие ресурсы. «Если вы молодая либо небольшая некоммерческая организация с объемами сборов до 10-15 миллионов рублей, вполне можно обойтись без волонтерского фандрайзинга. Если у вас нет армии подписчиков и огромного количества сторонников, эта технология может оказаться слишком дорогой в смысле потраченного времени. Инвестиции могут не окупиться», – считает Ложкина.
По ее словам, волонтерский фандрайзинг – это одна из ступеней развития некоммерческих организаций.
«Когда в организации уже выстроен системный фандрайзинг, есть CRM-база, системные рассылки, хорошо работает сайт, есть вовлеченные сторонники, то волонтерский фандрайзинг – это одна из технологий. Но если у НКО нет ресурсов на ее развитие, лучше сосредоточиться на том, что гарантированно принесет системные деньги, то есть на регулярных пожертвованиях», – заключает Анастасия Ложкина.
Материал подготовлен по проекту «НКО-профи». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.