В первой половине 2024 года появилось сразу несколько рейтингов, посвященных употреблению алкоголя в России. Среди проблемных регионов, по оценкам разных аналитиков, — Дальний Восток, где острее всего проблема проявляется в Приморском крае и Магаданской области. Корреспондент АСИ выяснил, как НКО из этих регионов помогают в реабилитации зависимым.
Причины злоупотребления психоактивными веществами на Дальнем Востоке
«Пьют в Магадане, честно говоря, всё, что горит, — шутит руководитель АНО «Центр социальной адаптации “Магадан”» Антон Гороховский. — Еще здесь очень много нелегальных наркологов, которые оказывают помощь прямо на квартирах. В официальную наркологию обращается, может быть, один человек из десяти. В целом Магадан — очень пьющий регион, здесь без алкоголя не проходит почти ничего. Честно говоря, в редкий магазин можно зайти так, чтобы там не был кто-то пьяный».
Помимо этого, как замечает директор магаданской НКО, сейчас в городе всплеск употребления синтетических наркотиков: люди заказывают у дилеров нужные компоненты и самостоятельно производят психоактивные вещества дома. В отличие от опиатов, синтетические наркотики дешевы. Привыкание вызывают сразу.
Среди причин, почему в Магадане активно употребляют вещества, вызывающие зависимость, Антон Гороховский называет тяжелые условия жизни и плохо развитую инфраструктуру.
«Здесь сложная жизнь, — говорит руководитель центра ”Магадан”. — Очень дорогие продукты, мало солнца и зима девять месяцев в году. И здесь почти некуда пойти. Например, в черте города нет ни одной базы отдыха, которую мог бы себе позволить среднестатистический магаданец. Очень многие в регионе — те, кто ходит в море или занят золотодобычей, — работают вахтами. То есть они полгода на работе — в сложных условиях, без отдыха. А потом приезжают домой, привозят деньги… и пьют».
«Междурейсовое употребление» (на судах во время рейса установлен строгий сухой закон) характерно и для Владивостока. Многие, по наблюдениям руководителя АНО «Центр социальной адаптации “Новый шаг”» Константина Одинца, пытаются с помощью рейсов контролировать свое употребление. Но как только люди оказываются на суше, проблемы возвращаются.
В то же время во многих случаях, по мнению директора центра из Приморского края, причиной пьянства и наркомании становятся деструктивные отношения в семье, причем нередко речь идет об отношениях с родителями, иногда — о серьезных психических травмах детского возраста.
Подходы к реабилитации людей с алкогольной зависимостью в Магаданской области
Центр «Магадан» работает по программе «12 шагов». Организацию открыла менее двух лет назад команда из Хабаровска. Работают в центре в том числе и бывшие зависимые. У самого Антона Гороховского стаж неупотребления семь лет. За время работы центра полностью программу «12 шагов» прошли 11 человек, сейчас ее проходят 28. Пребывание в центре платное, но организация иногда оставляет резидента, мотивированного на излечение, бесплатно. Так происходит в тех случаях, когда родственники очень хотят помочь зависимому человеку, но испытывают финансовые трудности.
Один из наиболее распространенных во всем мире подходов к лечению зависимостей. Программа возникла в 1935 году в США как анонимная группа взаимопомощи для людей, решивших преодолеть алкогольную зависимость. В первой группе состояли 12 человек, ее основатели придумали 12 принципов, которые помогали участникам справляться с проблемой. Впоследствии программа «12 шагов» была адаптирована для работы с другими зависимостями, в том числе от азартных игр, наркоманией и перееданием.
В основе концепции «12 шагов» — духовные принципы. Программа никак не связана с религией, она лишь предлагает участникам поверить в высшую силу, которая может дать ресурсы для борьбы с зависимостью. В конце XX века в качестве альтернативы программе «12 шагов» возникла программа SMART Recovery. Этот подход восстановления от зависимого поведения полностью светский, основан на научно обоснованных методах психотерапии.
Первых резидентов центру в Магадане удалось найти благодаря сарафанному радио — информацию распространяли родственники тех магаданцев, кто успешно прошел лечение в Хабаровске, а также участники группы созависимых — занятия для родственников, которые психологи магаданского рехаба (реабилитационный центр для зависимых, от англ. rehab) проводят раз в две недели.
Вся программа реабилитации здесь составляет девять месяцев (правда, кому-то для ее прохождения приходится потратить больше времени), и она расписана по минутам. Первые три месяца резиденты все время находятся в центре, посещают занятия и работают с психологами. Дальше постепенно начинают выходить на территорию и за нее.
В магаданской организации опытным путем пришли к тому, что их подопечные должны заниматься волонтерством. Важный момент терапии — человек должен начать поступать конструктивно, получать за это одобрение и благодаря этому снова почувствовать собственную ценность. «Можно, например, купить пластилин и пойти полепить с человеком с особенностями, — объясняет Антон Гороховский. — Сначала ребята, конечно, сопротивляются. Но потом у них начинает получаться, они чувствуют радость и свою значимость».
Как ведут реабилитацию зависимых в Приморском крае
Здесь ратуют за другие методы работы.
«”12 шагов” — это духовная программа, она про поведение человека и его ценности. Я же считаю, что в лечении алкоголизма важно использовать научные методы: индивидуальную и групповую психотерапию, психодиагностику, когнитивно-поведенческую терапию, арт-терапию, транзактный анализ, психограмму, динамические группы, навыки саморегуляции по Теренсу Горскому, — делится Константин Одинец. — Важно, чтобы человек научился экологично справляться со стрессом, а не обращаться для этого к алкоголю или наркотикам».
Сам Константин Одинец тоже имеет опыт преодоления зависимости, его стаж неупотребления — три с половиной года. Сейчас, заведуя центром, он учится на клинического психолога. Когда два с половиной года назад центр появился в Артеме, городе-спутнике Владивостока, группы, устроенные по методике «12 шагов», в крае уже были. Работал также краевой наркологический диспансер, который, помимо медикаментозного вывода из запоя, предлагал бесплатную трехмесячную реабилитацию зависимых. Но проблема в том, как поясняет Константин Одинец, что от реабилитации человек мог отказаться в любой момент. Частных центров реабилитации в то время в крае не было.
Поэтому во владивостокском «Новом шаге» с каждым пациентом работают индивидуально. Тем, кто не проходил «12 шагов», предложат работу и по этой программе, но все же до 70% времени займет работа с психологами. При этом стационарно в рехабе человек проведет около полугода, а потом еще три-четыре месяца проживет на квартире, которую снимает центр, — это называется постреабилитация.
Во время постреабилитации во владивостокском центре человек будет выполнять специальные упражнения, чтобы научиться без алкоголя грамотно справляться со стрессом. Если человек этому не научится, то растущий уровень стресса и депрессия могут привести бывшего зависимого к срыву.
Сейчас в окрестностях Владивостока работают уже два центра реабилитации «Новый шаг», суммарно на 70 мест, из которых в настоящий момент занято 55. Полный курс реабилитации здесь прошли уже 40 человек, 28 находятся в устойчивой ремиссии. К сожалению, есть и те, кто по разным причинам закончил курс досрочно. По словам Константина Одинца, случается, резидентов из центра забирают созависимые родители, кто-то уезжает сам.
Сложности в работе
Открывать рехаб, по словам руководителя магаданской организации, было тяжело. «Министерство труда и социальной защиты региона нас не хотело включать в реестр поставщиков социальных услуг, пока я не дошел лично до губернатора. И только с помощью правительства Магаданской области дело сдвинулось с мертвой точки, — вспоминает Антон Гороховский. — Местная наркология отказывалась с нами взаимодействовать, называли нас шарлатанами».
Магаданские наркологи, как замечает директор реабилитационного центра, практиковали только медикаментозный вывод из запоя, то есть просто снимали симптоматику, и через некоторое время человек снова начинал пить. В «Магадане» резидентам стараются помочь полностью отказаться от алкоголя.
Фото: Marcelo Leal / Unsplash
Постепенно отношения центра социальной адаптации с врачами из государственной наркологии изменились. Недавно стороны заключили соглашение о взаимодействии, и уже начали появляться первые плоды этого сотрудничества, делится Антон Гороховский.
Центр открывался частично на средства его руководителей — прошедшие через опыт употребления захотели помочь другим избавиться от зависимостей. Помещение в Магадане удалось получить в аренду чудом — его нашла мама одного из резидентов, который успешно прошел лечение в Хабаровске. При этом открыть рехабы на Камчатке и Сахалине не получается до сих пор: вопрос с зависимостями там стоит остро, но помещений, пригодных под центры, в аренду взять не удается, а местные власти могут предложить только разрушенные здания.
Отдельные помещения организациям, которые ведут реабилитацию зависимых, нужны для того, чтобы вырывать людей из привычной жизни. В необходимости этого убеждены и Антон Гороховский, и Константин Одинец. Оба считают, что человеку с алкогольной зависимостью надо резко рвать связи с окружением.
В первые несколько месяцев в центрах распорядок дня такой, чтобы у резидента не было ни одной свободной минуты и чтобы, привыкнув к новой жизни, он не захотел вернуться к прежней. Многие из тех, кто успешно проходит программу «12 шагов», работают потом в группах взаимопомощи в качестве консультантов по зависимости. Иногда люди еще несколько лет продолжают жить в рехабе, иногда работают за территорией и приезжают как волонтеры.
Отношение к выпускникам
Самый первый резидент магаданского центра благополучно прошел реабилитационную программу за девять месяцев. Сейчас мужчина работает в центре социальной адаптации водителем. У него семья, подрастает ребенок. Выпускники и сотрудники центра всячески стараются наполнить свой досуг: раз в две недели — баня, реже — шашлыки, обязательно — регулярные занятия спортом.
«Центр — это как семья, — говорит Антон Гороховский. — Мы, бывшие зависимые, можем доверить друг другу то, что даже семьям не расскажем. Само наличие людей, которые тебя знают и в тебя верят, очень поддерживает».
У руководителя центра «Магадан» много планов: доделать ремонт в здании, обустроить территорию, расширить сообщество не только прошедших реабилитацию, но и бывших созависимых. А еще есть идея открыть несколько дружественных бизнесов с выпускниками реабилитационной программы — автосервис, салон красоты, пекарню. По мнению Антона Гороховского, такие заведения не только принесут пользу жителям Магадана, но и создадут здоровую среду, куда можно будет, не опасаясь, отправлять на работу бывших резидентов.
В рехабе Приморского края отношение к выпускникам иное. Принципиальная позиция Константина Одинца заключается в том, чтобы бывших резидентов работой не обеспечивать. Поэтому специального бизнеса во Владивостоке не организуют.
«В некоторых реабилитационных центрах в нашей стране существует перекос: выпускников устраивают на работу в свои же бизнесы, а потом немного садятся им на шею. Я такую модель знаю, но мне страшно, оказавшись работодателем, стать тем самым нелюбимым родителем, который всю жизнь устраивал жизнь своих детей. Лучше я буду профессионально заниматься реабилитацией, а они возьмут ответственность за свою жизнь на себя», — заключает Константин Одинец.