Новости
Новости
05.09.2024
04.09.2024
03.09.2024
18+
Статьи

Благотворительность для чайников: как помогать правильно 

Специально к Международному дню благотворительности рассказываем, как начать жертвовать в 2024 году, не совершая ошибок и не путаясь в терминах.

Фото: Eduardo Goody / Unsplash

Стоит ли вообще заниматься благотворительностью в 2024 году?

Не секрет, что развитость благотворительности напрямую зависит от экономического благосостояния страны. Если в 2022 году ситуация с пожертвованиями ухудшилась, то уже в 2023-м их объем вернулся на докризисные значения. Россияне продолжили поддерживать третий сектор, вопреки турбулентности на рынке и росту числа недобросовестных организаций.

Многие аналитики придерживаются мнения, что сейчас происходит расцвет благотворительности в России. Санкции, наложенные на российских миллионеров, вынуждают их сосредоточиться на российских проектах, в том числе — благотворительных. 

Елена Тополева
член Общественной палаты Российской Федерации, директор Агентства социальной информации

В последние годы в России заметно изменилось отношение людей к благотворительности, особенно во время кризисов и катастроф. В этих ситуациях люди и компании активно жертвуют средства, предоставляют ресурсы, а также участвуют в акциях поддержки. Массовая солидарность особенно видна в социальных сетях, где усиливается моральная и материальная поддержка.
Менталитет общества также изменился: участие в благотворительности стало нормой. Это свидетельствует о возросшей осознанности граждан и корпоративного сектора в вопросах социальной ответственности. Благотворительные акции больше не воспринимаются как единичные жесты, а становятся частью повседневной жизни, что отражает новые ценности и приоритеты россиян.
Общество играет ключевую роль в развитии некоммерческих организаций (НКО) и благотворительности. Мы видим, как все больше людей вовлекаются в проекты некоммерческих организаций не просто как разовые участники, но как активные участники долгосрочных системных изменений.

Кроме этого, в России существует огромное количество фондов, каждому из которых можно сделать пожертвование. Такое разнообразие делает благотворительность в России не только благородным, но и продуктивным делом, ведь результат поддержки зачастую можно увидеть почти сразу же. 

Выбрать, кому помогать, можно на свой вкус: для кого-то важно поддерживать бездомных животных, попавших в беду, а для кого-то — оказывать более специализированную помощь, например, пожертвовать на развитие науки. 

Если вы еще не определились, кого поддержать, или не знаете, какие некоммерческие организации есть в вашем городе, загляните в наш Каталог НКО. С помощью фильтров получится найти ту самую НКО. 

Почему НКО — не мошенники и им можно верить? 

«Сектор НКО представлен очень разными организациями — от небольших, где работает один-два сотрудника, до крупных организаций с разветвленной структурой. Поэтому давать одну характеристику всему сектору НКО неправильно. В коммерческом секторе есть ответственные организации, но есть и другие — недобросовестные, некомпетентные и даже мошеннические. То же самое можно сказать и о секторе НКО, однако найти организации, которым можно доверять, несложно», — считает Юлия Ходорова, директор БФ «Культура благотворительности».

Впрочем, последние оценки показывают, что количество мошеннических организаций снизилось — и все потому, что благотворительные организации проводили много круглых столов, писали статьи, а также налаживали процессы на законодательном уровне. 

Подробнее прочитать о том, кому лучше не помогать, можно в наших материалах:

  1. Текст «Инструкция: как НКО не стать жертвой мошенников». 
  2. Текст «Как НКО и жертвователям не попасться на уловки мошенников».

Как защитить себя от мошенников и удостовериться, что я перевожу деньги именно НКО?

Советы от Юлии Ходоровой

Отличить порядочную организацию от мошенников довольно легко. Есть несколько признаков, которые доступны для простого анализа.

  1. У НКО должен быть сайт, социальные сети, опубликованы отчеты о том, куда идут средства и кому помогает организация. Обычно в открытом доступе есть информация о руководителях организации, их компетенциях, биография. 
  2. Часть НКО собирает средства через платформы онлайн-пожертвований, где они проходят строгий отбор. 
  3. НКО не собирают средства на личные карты.
  4. НКО не собирают деньги на улицах.
  5. Если у вас чуть больше времени, посмотрите, какие НКО получают гранты крупных грантодателей в вашем регионе.

Несколько проверенных способов для перечисления пожертвований

Если вы боитесь направлять средства напрямую в фонд и вам важно сначала убедиться в том, что он верифицирован, попробуйте обратиться к одной из перечисленных благотворительных платформ.

На них опубликованы уже проверенные и полностью прозрачные организации, за которые ручается сам сервис. 

  1. «Благо.ру»;
  2. Tooba;
  3. «СберВместе»
  4. «VK Добро».

Есть более простой, но не менее надежный способ помогать. Вы можете начать округлять стоимость заказов в «Яндекс Go». Округленную часть «Яндекс» будет переводить на благотворительность.

Например, вы заплатили 365 рублей за такси. В таком случае со счета спишутся 400 рублей, 35 из которых пойдут на помощь бездомным людям, неизлечимо больным детям и одиноким пожилым людям. 

Почему милостыня — это не благотворительность?

Помощь незнакомым людям (милостыня) — это спонтанное действие человека, который хочет помочь здесь и сейчас. Часто этим пользуются мошенники, собирая такие пожертвования на улицах. В этом случае человек не имеет шансов узнать, помогли ли его средства кому-то и дошли ли они вообще до нуждающегося. 

«Благотворительное пожертвование имеет целью принести благо кому-то, это более осознанное действие. Если человек жертвует средства в НКО, он всегда может получить понимание, куда были направлены собранные средства, кому он помог. В этом главное отличие», — объяснила Юлия.

Бонус: благотворительный словарик

Благотворительность — обширная тема, которая давно обросла специальной терминологией. Чтобы наши читатели не попали впросак, редакция АСИ подготовила список слов, так или иначе связанных с благотворительностью.

Филантропия (в переводе с древнегреческого — «любовь к людям») — вид альтруизма, при котором жертвователь финансово поддерживает тех, кто в этом нуждается. Иными словами, филантроп — это человек, который занимается благотворительностью.

Фандрайзинг — это привлечение средств для реализации социального проекта различными методами.

Мэтч — это инструмент фандрайзинга, используемый для софинансирования пожертвований частных доноров или сотрудников компаний бизнесом. В таких акциях пожертвования удваивают.

Пожертвование — дар в целях благотворительности, гуманитарной помощи или на благо какого-либо дела. Пожертвования в интернете получили название «донат» (от англ. donate).

Рекуррентные платежи — это своего рода подписка на списание средств ежемесячно в пользу благотворительной организации, которую добровольно оформляет благотворитель. Еще их называют автоплатежами.

Меценат — человек, который занимается благотворительностью более системно, чем филантроп. Для НКО меценат является скорее спонсором, двигателем развития.

Pro bono (от лат. pro bono publico — «ради общественного блага») — оказание профессиональной помощи благотворительным, общественным и иным некоммерческим организациям на безвозмездной основе.

Краудфандинг (от англ. crowd — «толпа» и funding — «финансирование» ) — это метод финансирования проектов, идей или предприятий, при котором деньги собираются с большого числа людей, обычно через интернет-платформы или специализированные краудфандинговые сайты.

Краудсорсинг (от англ. crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — это передача определенных производственных функций кругу лиц без заключения трудового договора по типу субподрядной работы, чтобы задействовать их знания, опыт и творческие способности.

Донорская деятельность — это благотворительность, то есть оказание безвозмездной помощи. Помощь предоставляется чаще всего на основе прописанных процедур отбора и в соответствии с признанными международными правилами и нормами, а также в соответствии с приоритетами, возможностями и ограничениями самих доноров.

Импакт-инвестирование (от англ. impact investing — «инвестирование воздействия») — это вложения, которые способствуют положительным изменениям в жизни общества. Хотя инвестиции рассчитаны на получение материальной выгоды, их главная цель — менять жизнь всего социума в лучшую сторону.

«Я все еще боюсь жертвовать деньги на благотворительность»

Тогда прочитайте наш материал «Куда идут деньги? Ответы на популярные мифы о благотворительных пожертвованиях». В нем АСИ вместе с одними из самых крупных фондов развеивает сомнения, связанные с благотворительной помощью.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике