Артем, ученик коррекционной школы
Артему девять лет. У него диагностированы тяжелые множественные нарушения развития. Есть сложности с речью, тревожность, аутоагрессия. Кроме того, Артем передвигается на коляске, поэтому рядом нужен взрослый, который сможет помогать мальчику.
Сейчас Артем уже второй год ходит в коррекционную школу. Он занимается по специальной программе, поэтому первый класс длится два года.
«Несколько лет назад на базе этой школы родители создали класс для особенных детей. И я с другими родителями тоже думала так сделать. Но у школы не было возможности выделить нам помещение, педагогов и другие ресурсы», — рассказывает Алена Г., мама Артема.
Тогда Алена приехала с Артемом на День открытых дверей в школу. Оказалось, что Артем может стать просто ее учеником: школа работает с детьми с подобными особенностями.
В классе с Артемом учится еще шесть человек. В школу мальчик ходит три раза в неделю: занимается по индивидуальной программе вместе с логопедом, дефектологом и психологом. Рекомендации по обучению дала центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК).
Некоторые уроки Артем посещает вместе с другими детьми, некоторые — индивидуально. Если Артем сильно устает от учебной нагрузки, то его маме звонят и просят забрать с занятий пораньше. Как отмечает Алена, у Артема не было сложностей в социализации, помог ранний опыт.
«Артем достаточно легко привыкает к новым людям. Мы ходим на занятия в Центр лечебной педагогики с четырех лет, и уже на тех занятиях сын был без меня. Если тогда еще было страшно оставлять его одного из-за самоагрессии, то со временем эти переживания отошли на второй план. Благодаря ЦЛП я поняла, что могу оставлять ребенка без наблюдения и педагоги справятся», — делится Алена.
Плюсы и минусы такого формата
Еще до начала обучения у Алены были сомнения насчет коррекционной школы. У многих это место ассоциируется с чрезмерной строгостью со стороны учителей и жестким режимом: отдавать детей в такое место не хочется. Но на Дне открытых дверей девушка познакомилась с педагогами и руководством школы.
«Во время общения я не почувствовала от них никакой опасности или жестокости. Наоборот, я увидела бережное отношение к детям. И когда я оказываюсь в стенах школы, то всегда вижу адекватное взаимодействие. Конечно, присутствует строгость, но без перегибов», — рассказывает Алена.
Также сначала Алену пугало, что педагоги могут не справиться с нежелательным поведением сына. Были опасения, что если Артем начнет кричать или самоповреждаться, то его не смогут успокоить. А то и вовсе скажут: «Забирайте своего орущего ребенка».
«Был страх, что не захотят работать с неспокойным ребенком. Но персонал коррекционной школы довольно быстро научился правильно реагировать в такие моменты. И за весь год мне ни разу не сказали: “Все ужасно, забирайте ребенка”», — рассказывает Алена.
Фото: Taylor Flowe / Unsplash
Как отмечает Алена, формат коррекционной школы позволяет ребенку заниматься самостоятельно, без поддержки родителей. Для мамы это шанс уделить время себе и своим делам, поработать и перезагрузиться. А для ребенка это возможность стать самостоятельнее, пообщаться с другими детьми и получить новые навыки.
«Кроме того, когда мама рядом 24 на 7 — это небезопасно для самого ребенка: если резко мамы не станет рядом, переносить эту сепарацию будет очень тяжело», — заключает Алена.
Вероника, проходит программу на домашнем обучении
Веронике 10 лет. У девочки синдром Ларсена — редкое генетическое заболевание. В случае Ники оно не угрожает жизни, но есть свои особенности: например, двигательные нарушения, из-за которых девочка передвигается на коляске.
Изначально семья Вероники обратилась в Центр лечебной педагогики, потому что искала помощь. Были врачи, массажисты, но конкретных рекомендаций никто не мог дать.
Сейчас прошло два года, как Вероника ходит на занятия в Центр лечебной педагогики. Ее мама, Ирина К., вспоминает: раньше дочке было тяжело говорить и в целом выстраивать коммуникацию. Истерик и слез не было, Ника просто не реагировала на сверстников.
«А сейчас это совершенно другой ребенок. Она говорит, общается, у нее появился контакт с детьми. Раньше она была ориентирована только на взрослых или совсем на малышей, а благодаря ЦЛП удалось выстроить контакт с ровесниками. Она даже выделяет для себя нескольких девочек, обнимается с ними», — рассказывает Ирина.
И уже год Вероника находится на домашнем обучении. Изначально Ирина обратилась в обычную общеобразовательную школу с просьбой, чтобы Ника посещала хотя бы отдельные уроки с другими детьми — ИЗО, музыку, технологию… Но из-за отсутствия доступной среды в школе это было невозможно.
Тогда семья решила, что пока Ника будет учиться на домашнем обучении. И Ирина увидела в этом свои плюсы.
Плюсы и минусы такого формата
Главный плюс домашнего обучения — индивидуальный подход. Например, Веронике с трудом дается изучение алфавита. Благодаря тому что занятия проходят на дому, этой теме получается уделять больше времени.
«Думаю, если бы Ника занималась в классе, ей было бы сложнее. А так у нас идеальный вариант: к нам приходят учительница, дефектолог, психолог и логопед. И остальные специалисты, когда это необходимо», — рассказывает Ирина.
Кроме того, домашнее обучение — это про гибкость в расписании и удобство. Маме не приходится идти зимой с коляской по сугробам, а расписание уроков можно сформировать с учетом других занятий или посещений врача.
Но есть и свои сложности. Основная — это недостаток социализации. Эксперты Центра лечебной педагогики отмечают, что Нике важно находиться в коллективе. Сейчас девочка ходит на очные занятия в ЦЛП два раза в неделю, а также посещает воскресные занятия.
Фото: Вадим Кантор / АСИ
«Социализация идет, но ее мало. Сейчас я думаю еще раз поговорить с учительницей музыки в обычной школе, может, Ника все же сможет посещать эти уроки. А так в этом году Ника еще продолжит заниматься на домашнем обучении, а в следующем году попробуем стать ученицей коррекционной школы», — заключает Ирина.
Настя, учится в семейном классе
Насте 8 лет. У девочки целый ряд особенностей: двигательные нарушения, сложности с речью, проблемы со зрением. Сейчас Настя бегает, катается на велосипеде, говорит, хотя некоторые звуки остаются нечеткими. Есть сложности с буквами и цифрами.
«Например, Насте было сложно поначалу запоминать буквы. Она не понимала, как их писать: я ей показывала, но она не могла повторить. Тогда педагоги нам сказали, что нужно формировать образ буквы: лепить из пластилина, складывать из палочек… Так Настя буквы освоила», — вспоминает Ольга Ф., мама Насти.
Когда пришла пора поступать в школу, сначала семья думала об обычном общеобразовательном учреждении. Уже даже выбрали школу, где учителем работала дефектолог, которая ранее занималась с Настей. Планировалось, что Настя будет учиться в общем классе, а потом оставаться на дополнительные занятия с дефектологом.
«Но буквально за неделю до 1 сентября я узнаю, что учительница переехала и ушла из этой школы. Вместо нее пришла преподавательница без дефектологического образования. Когда я стала ей рассказывать про особенности Насти, она растерялась и сказала что-то в духе “ну у меня же есть и другие дети…”. Так я поняла, что у нас вряд ли с ней что-то получится», — вспоминает Ольга.
Уверенности, что Насте будет комфортно в обычном классе без дополнительной поддержки, не было. И тогда Ольге попалось объявление, что в их районе открывается семейный класс в частной школе. Настя пошла учиться туда — сейчас она одна из трех учениц в нем.
Класс создан при нейропсихологическом центре, и программа адаптирована для детей с особыми потребностями. Расписание тоже сделано с учетом потребностей: уроки длятся по полчаса, есть прогулки на улице, регулярная физкультура.
Плюсы и минусы такого формата
Пока Настя учится в семейном классе только вторую неделю. Но уже сейчас Ольга отмечает, что сложилась приятная обстановка: учительница спокойно общается с детьми, каждому ребенку уделяется достаточно времени, есть возможность повторить материал.
«Кроме того, Настя немного побаивается громких звуков. Я думаю, что в обычной школе было бы очень громко. А в семейном классе все камерно, они сидят втроем, уже наладили контакт и спокойно занимаются», — делится Ольга Ф.
О том, что Насте лучше всего подойдет малокомплектный класс, говорили и специалисты Центра лечебной педагогики. Обычная школа не предоставляет таких возможностей: в классе, в который изначально должна была идти Настя, было 23 человека.
Еще в семейном классе у учителя есть возможность менять программу. Например, если дети устанут под конец дня, сложный предмет можно заменить на более простой. Занятия начинаются с 10 утра, поэтому сильно режим менять не пришлось.
Фото: Vitolda Klein / Unsplash
А еще такой формат — это плавный переход к настоящей школьной жизни, рассуждает мама Насти. Если процесс обучения будет идти хорошо и Настя будет справляться с нагрузкой, возможно, однажды она перейдет в обычный класс.
Одна из проблем частных школ — это стоимость обучения. Как отмечает Ольга, в среднем обучение в таком учреждении стоит в районе 70 тысяч рублей в месяц. Но школа Насти стоит почти в три раза меньше.