Новости
Новости
27.04.2024
26.04.2024
25.04.2024
18+
Колонки

Ирина Рязанова: «В слове “учиться” очень важна часть “ся”»

Директор фонда «Большая перемена» — о том, почему высокая неопределенность и многообразие выбора – это вызов для современных подростков, как помочь ребенку понять, что именно ему интересно, и почему нельзя во всем винить школу.

Фото: Слава Замыслов/АСИ

«Большая перемена» – благотворительный фонд помощи сиротам. Мы помогаем детям и молодым людям, оставшимся без родительской заботы и поддержки. Задачу нашего фонда выражает слоган – «Научиться выбирать свою жизнь»

Сегодня с проблемой сложности выбора сталкиваются все подростки. Наш изменчивый и непредсказуемым мир предлагает новому поколению широкие возможности для выбора своего будущего. Но это разнообразие размывает перспективы и не дает ориентиров. Поэтому подростку так сложно самоопределиться, а взрослым из близкого окружения – трудно поддержать его выбор.

Родители и педагоги всегда  были ключевым ориентиром в самоопределении, помогали решить, что правильно и что нет, куда и зачем двигаться. Но сейчас круг влияния у ребенка изменился, расширился и стал очень разнообразным.

Разнообразный мир

Представьте сами, в какой ситуации оказываются подростки. С одной стороны, на них наваливается массив информации и возможностей: так много, что не выбрать. А с другой стороны, говорят: «Сколько можно думать, ты должен учиться: есть требования, ты должен соответствовать».  

Никогда не забуду наш разговор с одной девушкой-подростком. Я ей сказала: «Ты должна получить образование». На что последовал вполне логичный вопрос: «А когда я успела кому-то задолжать?»

Давайте поразмышляем о том, что это за обязательство и чья ответственность? И как они возникают? У ребенка есть гарантированное неотъемлемое право на получение образования. Создана система, которая обязана обеспечить это право. У родителей есть обязанность дать ребенку образование, и они несут ответственность за это. Конечно, родители и педагоги не только должны, но и хотят помочь ребенку учиться. Но, как говорится, можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить.

Когда человек не понимает, зачем ему нужно образование, то мотивации и интереса учиться не возникнет. Это будет выражаться в отказе от учебы, «залипании» в гаджетах, постоянных спорах со взрослыми. И это естественный процесс.

Фото: Katie Gerrard / Unsplash

Родители и учителя стремятся к тому, чтобы подрастающее поколение получило необходимые навыки и научилось справляться со сложностями взрослой жизни. Но если раньше для ребенка главная задача была закончить школу, потом получить профессию и работать по ней, обеспечивая себя и семью, а единственным источником знаний и информации были семья и педагоги, то сейчас все не так однозначно. И важно учитывать этот фактор при организации образования.

Какое решение есть?

Мы в «Большой перемене» много лет работаем с подростками, которые остались без родительской поддержки. Как правило, эти дети испытывают большой дефицит персонального внимания к их потребностями и интересам. Цель фонда – поддержать каждого нашего подопечного в стремлении к достойной самостоятельной жизни.

Мы определяем понятие «самостоятельность» как способность человека к результативным действиям по реализации собственных интересов. Естественно, с учетом внешних обстоятельств, в рамках законов и нравственности.

Если посмотреть закон об образовании, то формулировка там следующая: «Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека…»

Как выстроить целенаправленный процесс образования для человека с опытом сиротства с  учетом его реальной ситуации и  возможностей? Ответ: в первую очередь, необходимо выявить и понять  реальные интересы человека, а после — разработать индивидуальную образовательную программу.

Реален ли индивидуальный подход на практике?

Понять, что нужно каждому конкретному ребенку – очень сложный процесс. В фонде мы используем разные методики: изучаем, как человек себя ведет, что говорит и что при этом делает, через какие хобби проявляет себя.

Иногда ребенок может на уроке бояться поднять руку, а потом идет в столовую и становится потрясающим оратором, который всех завлекает. Поэтому для нас пространство образования не ограничивается классной комнатой. Все пространство «Большой перемены» – это площадка для изучения интересов и способностей наших подопечных. Мы комплексно пытаемся понять запрос и интерес каждого ребенка.

Через наблюдение, через пробы, через небольшие шаги, через опору на уже известные нам сильные стороны подростка мы пытаемся понять его и помогаем ему понять себя. Проба – это педагогический способ. Есть же даже выражение: «Метод проб и ошибок». Так и тут: не удалось раскрыться через одну практику? Тогда давай другую. 

Фото: Annie Spratt / Unsplash

Мы наблюдаем и проверяем свои выводы, ищем мотивацию, интерес со стороны подопечного, и на основе этого выстраиваем образовательную программу. Это очень кропотливая работа.

Может ли школа стать местом, где есть индивидуальный подход?

На этот вопрос нет однозначного ответа. У разных школ –  разные возможности и подходы. 

Если говорить про индивидуальный подход в образовании для всех детей, то тут очень важна роль семьи. У родителей есть не только обязанность обеспечить образование, но и право выбирать образовательную организацию и форму обучения с учетом интересов, возможностей и ситуации ребенка.

Важно, чтобы ребенок не только знал русский язык и математику на «пять», а мог выбрать, что ему нравится и чем он хочет заниматься в жизни.

Фото: Annie Spratt / Unsplash

Школа решает свои задачи, но школа – не единственное возможное место получения образования. Онлайн и заочные формы обучения, дополнительные курсы – родителю предстоит общаться со своим ребенком и с ним решать, что из этого ему интересно, что нужно. Возможно, что среди этих дополнительных форм обучения нет той, которая нужна именно этому ребенку, тогда нужно изобретать что-то свое. И это еще одна грань ответственного родительства.

Индивидуальный подход в образовании сирот – непростая задача

С большим уважением отношусь к труду приемных родителей, сотрудников детских домов, учителей школ, которые помогают ребенку с опытом сиротства. Но отчетливо понимаю, что в существующей системе недостаточно ресурсов, чтобы наверстать упущенное, восполнить необходимый дефицит персонального внимания и поддержки.

Школе зачастую не хватает методик для диагностики реального уровня знаний и способностей и времени на согласование подходов разных педагогов и родителей, на привлечение дополнительных специалистов, нет механизмов изменения сроков освоения стандартов и самих стандартов.

По сути, мы помогаем объединить усилия взрослых в интересах молодого человека с опытом сиротства. Наш фонд не замещает собой школу, детский дом и родителей, а дополняет недостающие ресурсы через разработку комплексной индивидуальной программы поддержки для каждого подопечного. 

Но есть и третья сторона – сам ребенок. Потому что в слове «учиться» очень важна часть «ся». Нельзя научить человека, который не хочет учиться. Нужны достаточно высокая мотивация и воля, чтобы ежедневно осваивать новое.

Объяснять или помогать?

Очень сложно объяснить человеку, зачем ему «надо» учиться. Но можно постараться самому понять, что интересно ребенку и поддержать этот интерес.

Например: к нам приходит обеспокоенный приемный родитель или воспитатель детского дома, показывает на подростка и говорит: «Нам в этом году надо сдать ОГЭ». А рядом с заботливым взрослым стоит подросток и, никого не слушая, смотрит в окно. Он уже готов, что его сейчас будут «лечить» и наставлять. 

В этом случае предстоит понять, какие интересы есть у ребенка, как он видит свою ситуацию, как к ней относится, что хочет и готов делать сам. И начинать поддерживать именно ребенка и именно с этой позиции, при этом учитывать задачи родителя.

Постарайтесь понять, чего хочет ребенок. Может быть, он хочет быть «как все»? Или чтобы от него «все отстали»? Возможно, никто никогда не спрашивал «чего он хочет», поэтому он не знает, как отвечать, но есть много вещей, которые его по-настоящему волнуют.

Фото: Steinar Engeland / Unsplash

Попробуйте понять, что ему интересно. И вот так, маленькими шагами, создавая доверительные отношения, получается понять, а чего же хочет именно этот «незаинтересованный» подросток. 

И потом с этим пониманием мы пытаемся сопоставить интересы ребенка с интересами взрослого. Тут, конечно, важно, чтобы взрослые сами осознали свою мотивацию. Многим важно, чтобы ребенок с первого раза хорошо сдал ЕГЭ. А зачем? А что будет, если сразу хорошо не сдаст – нужно увидеть причины своих переживаний. 

Родителям я задаю, например, такой вопрос: «Вы хотите, чтобы он сдал экзамен? Или чтобы он научился сдавать экзамены вообще?». А уже дальше – задача взрослого подумать и осознать, что важно ему, а что важно его ребенку, как он, взрослый, интерпретирует интересы своего ребенка в текущей ситуации.

Это кропотливый процесс, нужно время, нужна пауза для понимания ожидаемых результатов и восстановления доверия, для совместного поиска и выбора вариантов педагогической поддержки. И тогда существенно повышается вероятность того, что ребенок из пассивного «получателя образования» будет становиться активным учащимся (с постфиксом «ся» в конце слова).

Тиражирование опыта

У нашего фонда два устойчивых образовательных центра: в Москве и Новосибирской области. В 2024 году стартует площадка в Томске. Второй год мы реализуем проект поддержки подростков в преодолении трудностей в образовании и социализации в Луганске.

С подопечными «Большой перемены» работают профессиональные педагоги. За 20 лет ими разработаны образовательные подходы, апробированы эффективные методики и практики.

Для тиражирования и распространения этого опыта, а также для подготовки педагогических кадров и специалистов мы организовали свой ресурсный центр. Его цель – создать условия для расширения масштаба социально-педагогической поддержки детям и молодым людям из числа благополучателей фонда. 

Сегодня масштабирование проектов фонда, направленных на поддержку образования и социализацию сирот, развитие их навыков, необходимых для самостоятельной жизни –  главная задача фонда. Для ее успешной реализации для нас очень важно привлечение дополнительных ресурсов, партнерство и поддержка организаций, близких нам по тематике и ценностям. Одним из таких партнеров для нас стал Благотворительный фонд «Школы мира». Мы очень совпали по подходу в оценке задач образования в меняющемся мире – готовить всесторонне развитого человека, помогать ему выбрать собственный путь и раскрывать свой потенциал.

Символично, что грантовый конкурс фонда «Школы мира», победителем которого «Большая перемена» стала в 2023 году, называется «в/месте». Именно вместе, сообща мы сможем сделать больше в преодолении проблем сирот и людей уязвимых категорий в образовании.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике