В течение пяти месяцев обучение проходило в онлайн-формате. Итоговая встреча, на которой участники не только из столицы, но и из регионов России смогли очно пообщаться с наставниками и друг с другом, состоялась в Москве. На курс поступили 70 человек — актеров, художников, музыкантов. Кто-то из выпускников будет использовать полученные знания в качестве сотрудника или волонтера в других проектах поддержки детей, находящихся в сложной ситуации, а кому-то повезет присоединиться к команде «Творческого партнерства» и ее программе терапии творчеством.
Боль забывается, а радость остается
Впервые порог одного из отделений онкологической больницы команда «Творческого партнерства» переступила 20 лет назад. С тех пор они приходят в несколько московских больниц с красками и кисточками, музыкальными инструментами, в ярких костюмах, с клоунскими носами и вдохновляют детей выздоравливать.
«Мы не психологи, не теоретики, мы учились в процессе, “в полях”. Мы приходим к ребенку в палату и говорим: “Давай с нами!” И это работает, — объясняет Ирина Гордеева, создатель и президент РООИ “Творческое партнерство” и руководитель команды. — Но не раз в неделю на 15 минут клоуны заглянули, иногда — художники или музыканты, а только если это система, когда мы формируем вокруг ребенка позитивную окружающую среду, создаем пространство радости».
Ирина Гордеева. Фото: АСИ
За эти годы они видели все — и удивительные случаи, когда врачи практически не давали шансов, а ребенок выздоравливал, и немало смертей. Поэтому один из принципов больничных творческих терапевтов — действовать в моменте, чтобы было классно здесь и сейчас. Они расписывают больничные стены, создают городки «живых» игрушек, проводят яркие акции и обязательно регулярно приходят, чтобы вместе с малышами, подростками и даже родителями рисовать, играть, смеяться и петь.
«Все знают, что химиотерапия — это очень тяжело, но наши дети, ложась в больницу, знают также, что будет интересно, — говорит Ирина Гордеева. — Забывается химия, страх, боль, а ощущение позитива остается».
Никаких шаблонов, только фантазия
Существуют определенные методики, игры, упражнения, заготовки. Больничный клоун, музыкант, арт-терапевт должен иметь в запасе множество совершенно разных вариантов и быть очень гибким, чтобы всегда действовать по ситуации.
Он приходит и как будто не обращает внимания на болезнь, но в то же время замечает все вокруг: «Помимо профессиональных навыков, в больнице очень важно внимание. Художник ты или клоун-весельчак, всегда нужно быть настороже и замечать все — капельницы, шприцы, как приходит медсестра с инструментами, или сдерживать опасное поведение ребенка в психиатрическом отделении», — рассказывает Изабелла Тавризова, больничный клоун из команды «Творческого партнерства».
Изабелла Тавризова. Фото: АСИ
И делится еще одним профессиональным секретом: «Уходить надо на моменте, когда еще не надоело, а всем весело и классно. Ты уходишь и слышишь, что смех продолжается, дети заряжены позитивной эмоцией, и тогда они будут тебя ждать».
При этом необходимо понимать, уважать и принимать все эмоции ребенка. Не заставлять его веселиться, а дать возможность безопасно выплеснуть горе, страх, злость.
«Не надо смотреть на человека как на кувшин, в который можно запихивать добро, любовь, счастье и утрамбовывать это все, — говорит Ирина Евдокимова, художница и арт-терапевт из команды “Творческого партнерства”. — Когда внутри — тревога и нервы, сначала надо дать выразить злость, переживания, сделать их на бумаге не такими страшными. И только потом говорить о спокойствии и радости. Принцип — сначала дать выплеснуться тому отрицательному, что накопилось, а заканчивать уже на ресурсном состоянии».
Ирина Евдокимова. Фото: АСИ
Еще одно правило работы больничных арт-терапевтов – не экономить на материалах. И дело не только в том, что с ними приятно работать. «Везде, куда мы приходим, — в онкологии, неврологии, психиатрии — у детей понижен статус. Они чувствуют себя… ну, не изгоями, но все же не такими, как все. А мы говорим: “Это не какие-то детские игрушки, а материалы настоящих художников, вы крутые, у вас классно получается”. И внутренняя самооценка ребят повышается».
А дальше — фантазия, фантазия и еще раз фантазия. И умение во всем, даже в самом простом действии, увидеть что-то гениальное. «У наc один мальчик — сейчас он уже выписался на контроль — что бы ни рисовал, все было квадратное. И я всегда говорила: “О, это концептуально”. В наше время всему можно найти аналог в мире искусства, а в каждом пятне увидеть историю, — подчеркивает Ирина Гордеева. — Надо находить чем восхищаться и говорить об этом и ребенку, и маме».
Подход, когда знаешь, что любой ребенок — гений, надо только это увидеть и рассказать окружающим, в «Творческом партнерстве» называют «Правилом зеленой кисточки». «Важно понимать, что дети не объекты вашей заботы, а субъекты, личности, ваши друзья, партнеры по творчеству, помощники. Тогда это правило работает — дети становятся открытыми, общительными, дружелюбными и сильными. Это очень важно для победы над болезнью».
На интересе, увлеченности, возможности самовыражаться как нравится, а не как надо, и ощущении, что в них верят, пациенты легче воспринимают и выполняют медицинские рекомендации, восстанавливают отобранные болезнью умения и навыки. А еще действительно учатся рисовать, играть на музыкальных инструментах и творчески развиваются в совершенно новых для себя областях.
«А если не получится?..»
«Боюсь не справиться, ошибиться, начать детей жалеть», — признаются участники школы. «А если им будет неинтересно?» «Главный страх — оказаться рядом с ребенком, думающим о смерти, чудовищно неуместной со своим клоунским носом…»
«У нас у всех есть страхи — в этом нет ничего плохого, это просто факт. Но также есть выбор, что приносить с собой детям в больницу. Кроме страхов, у каждого есть своя сила, и нужно двигаться через нее, — говорит Ирина Евдокимова. — Не надо брать на себя функции Бога: я приду — и от меня все зависит. Я не решаю, когда ребенок выздоровеет, понравлюсь я ему или нет, но я решаю, что иду не расстраиваться и жалеть, а зажигать улыбку через творчество. И знаю, что это в моих силах».
Ни страхи, ни маленький профессиональный опыт не становятся препятствием, когда у человека есть потенциал, желание помогать детям и готовность работать над собой. «У нас даже девушка с диагнозом “легкий аутизм” успешно участвовала в проекте», — говорит руководитель организации.
Решающим становится другое. Можно научить профессиональным навыкам, дать инструменты, лайфхаки и возможность на практике отточить мастерство. «Но если человек работает только по схеме — ему не надо идти в больницу, — говорит Ирина Гордеева. — Обязательно должна быть внутренняя свобода. Вот без нее никак нельзя…»
Больничные клоуны и арт-терапевты — это люди «да». При них ребенку можно все, что не вредит ему и окружающим (надо только перед уходом вместе с детьми и мамами навести порядок в отделении). Их задача — в творчестве давать возможность выйти за рамки привычно допустимого.
«В больнице сплошные границы: стены, расписание, процедуры. И так-то у нас жизнь вся в границах, а тут их еще больше, — объясняет Ирина Евдокимова. — Получается, эти встречи — единственный глоток воздуха. И арт-терапевту нужно почувствовать себя этим глотком. Тогда получится».
Одна из участниц школы приводит пример, недавно где-то услышанный: «Если бы яблоня знала, что в июне будут заморозки, она бы не расцветала в конце мая. И росток не стал бы прорастать через асфальт, знай он заранее, как это трудно».
Когда 20 лет назад команда «Творческого партнерства» впервые перешагнула порог одного из онкологических отделений, она тоже не знала, какие трудности ее ждут. «Я выгорала, — признается Ирина Гордеева. — Но происходит это, когда пишешь отчеты и не знаешь, где взять деньги на классные проекты. А в работе с детьми такая энергетика, что, умея правильно отдыхать, выгореть нельзя».
***
Системность и высокий уровень профессионализма, на которых основана программа терапии творчеством, не могут быть обеспечены силами волонтеров. Поэтому клоуны и арт-терапевты — штатные специалисты.
Волонтеры — причем не только творческих профессий — участвуют в акциях и мероприятиях, а также бывают нужны во время регулярных занятий, когда в отделениях, где пациенты находятся без родителей, арт-терапевту сложно успеть одному подготовиться к занятию, уследить за всеми детьми во время него и убраться после. Так как «Творческое партнерство» старается оказывать комплексную поддержку маленьким пациентам, бывает нужна помощь в решении некоторых бытовых вопросов. Организация будет рада людям с опытом фандрайзинга и открыта для любых оригинальных идей.
Больше узнать о том, как еще можно помогать в создании пространства радости в детских больницах, можно по ссылке.