Нижегородская организация родителей детей — инвалидов по зрению «Перспектива» много лет помогает незрячим детям адаптироваться к жизни. У ее истоков стояла инициативная группа родителей и незрячий педагог. Они предложили создать в Нижнем Новгороде реабилитационный центр для детей дошкольного возраста. С тех пор дети выросли, и организация помогает уже взрослым людям. Корреспондент АСИ поговорила с исполнительным директором «Перспективы» Галиной Липиной о том, с какими проблемами сталкиваются сегодня незрячие люди и их близкие и какую помощь они могут получить в Нижнем Новгороде.
Помоги себе сам
Все началось в 2001 году, когда четыре мамы столкнулись с проблемой, что их детей не брали в детский сад. Дети родились полностью незрячими, в городе не было специализированного детского сада, а в обычном никто не знал, как их учить и воспитывать. Родители стали искать того, кто бы им помог, и нашли Ирину Сумарокову, незрячего педагога, которая предложила заниматься с детьми. Администрация города выделила помещение в подвале деревянного старинного особняка. Там и начались занятия.
Что было самым сложным на первых порах?
Мы стали создавать первые проекты. Оказывали помощь семьям, которые столкнулись с такими же проблемами. Мы искали их, они находили нас, круг расширялся. Органы социальной защиты стали нам в этом помогать. В итоге мы развивались, купили первое тактильное оборудование, предназначенное для развития и образования. Первые наши дети были сложные: не просто незрячие, но и с другими нарушениями — ДЦП и прочее.
И они выросли успешными — все закончили школу, каждый устроился в жизни. Потом детей стало больше, увеличивалось и количество сотрудников. Сейчас у нас работают 19 человек.
Исполнительный директор «Перспективы» Галина Липина. Фото предоставлено организацией
Теперь вы работаете не только с детьми?
Сегодня у нас два центра. Один — центр помощи незрячим детям «Перспектива». В нем дети от 0 до 18 лет. Здесь они, их родители и близкие родственники — братишки-сестренки. То есть это такой семейный центр, который ориентирован не только на ребенка, который плохо видит, но и на поддержку его семьи.
А второй центр называется «Плот» — и расшифровывается это как «Пространство людей, объединенных творчеством». Он создан при участии московского фонда «Со-единение» — это фонд поддержки слепоглухих людей. Они искали партнеров в Нижнем и нашли нас. Так на базе детского центра у нас стал работать взрослый. Это было в 2015 году.
В пандемийном 2020 году этот центр обрел свое помещение — нам снова помогла администрация города. Он работает не только для слепоглухих людей, туда же у нас переходят подросшие дети из детского центра. С ними там общаются волонтеры: мы приглашаем в центр разные некоммерческие организации, делаем совместные благотворительные акции. Например, устраивали благотворительный обед «В темноте», где гости погружались в мир незрячего человека, а наши подопечные были официантами.
«Прихожу — у меня ребенок приготовил ужин, впервые убрался в комнате»
Какие проекты, созданные в «Перспективе», стали самыми успешными?
Я работаю тут восемь лет и могу сказать, что за это время не было ни одного проекта, который бы не удался. Конечно, нам помешала пандемия, но мы справились.
Очень популярным стал проект, созданный при поддержке Фонда президентских грантов, — «Быть самостоятельным — круто». Он направлен на подростков от 12 до 18 лет. Они приходили на мастер-классы и занятия по социально-бытовой адаптации, учились готовить, убираться, ухаживать за собой. Узнавали современные тенденции моды, их учили, как нужно себя подать. Им это очень важно — многие из них поступили в вузы, одна девочка, Анна Крылова, даже поступила в Москву на бюджет и будет журналистом.
Что дают такие проекты детям?
С ребятами было очень интересно работать и видеть, как они меняются, учатся что-то делать сами. Родители нам потом писали: «Прихожу — у меня ребенок приготовил ужин, впервые убрался в комнате». Дети поняли, что быть самостоятельными — действительно круто, что это дает свободу. Еще важнее это для детей, которые живут в интернатах. Им там готовят, стирают, и они сами не умеют делать ничего. Мы столкнулись с тем, что у нас выросло поколение ребятишек, которые могут по смартфону заказать себе еду на дом, но кашу сварить могут с трудом.
В рамках нашего проекта нам удалось сделать потрясающий межрегиональный лагерь. Мы вывезли большую группу детей — около 50 человек — на Черное море на целую неделю. Мы там отдыхали, показывали друг другу, чему научились. Там были ребята из Пермского края, Республики Марий Эл, Дагестана, Москвы, Владимирской, Кировской и Архангельской областей. И главное — ребята ездили туда без родителей, в сопровождении педагогов. И почувствовали свои силы. Ребята записывали подкасты, показывали, как они готовят или пользуются современной техникой, давали друг другу рекомендации. Теперь они переписываются и даже повлюблялись!
Что незрячий человек может показать зрячему
У вас много программ для взрослых. Какие стали самыми значимыми?
Все началось с того, что мы поняли, что людям не хватает событий в жизни, теплоты общения. В основном такие программы рассчитаны на наших взрослых подопечных.
Вдумайтесь, почему незрячий человек лишний раз не хочет идти в магазин? Да потому, что, приходя в магазин без сопровождающего, он не сможет там выбрать товар и за него заплатить. Нет в магазинах консультантов. В гипермаркетах даже продавца не всегда найдешь! Или, например, человек приходит в театр. Если он не нашел себе сопровождающего, ему тоже приходится обращаться за помощью. Он же не будет искать кресло наощупь! Радует, что в нижегородских театрах появились спектакли с тифлокомментариями. У нас есть свой классный специалист — Вера Трубникова, которая их создала для театров вместе с московскими специалистами.
В то же время мы поняли, как кайфуют видящие люди, которые пробуют помогать. Они мгновенно чувствуют свой неоценимый вклад в жизнь незрячего человека. Вы бы видели, с каким восторгом наши подопечные вместе с волонтерами катаются на велотандеме (велосипед, рассчитанный на несколько человек. — Прим. АСИ)! А если видящий параллельно рассказывает про деревья, дорогу, облака, корабли, которые идут по Волге, гуляющую собачку… Это же восторг! А тем, кто не видит и не слышит, не хватает информации вдвойне, им все «рассказывают» в руку.
Расскажите поподробнее о ваших спортивных проектах.
Одна из наших задач — вытащить человека с дивана. Сейчас вообще все люди диванные немножко. А для незрячего это более чревато: когда есть малоподвижный образ жизни, набирается вес. И мы стали привлекать наших подопечных к спорту: велотандемы, сапсерфинг, горные лыжи. По всероссийской программе «Лыжи мечты» можно получить тренировку на горнолыжном комплексе. Первой на лыжи встала наш педагог и руководитель Ирина Сумарокова. Она так вдохновилась, что мы сразу же написали проект, чтобы собрать средства и организовать нашим детям такие тренировки. Это было что-то невероятное! Какой же это кайф — преодолеть свой страх.
В этом году я сама встала на горные лыжи, и это потрясающе! У меня на этом склоне была душа нараспашку. Один наш парень, третьеклассник, уже участвовал в соревнованиях наравне со здоровыми детьми и занял там третье место. А проект по танцам — мой любимый — «Сила творчества! Я и сама в нем участвую. Мы выучили фигурный вальс и заняли первое место на областном конкурсе. Это было в сентябре, и мы невероятно горды этим успехом. Надеюсь, что этот проект тоже станет одним из любимых в «Перспективе».
Мы горим жизнью, мы любим жизнь, которую себе создаем. Видящие часто нам говорят: «Мы так, как вы, не можем, нам надо у вас научиться жизнелюбию, оптимизму и радости каждый день!»