25 октября на конференции «Медиа/НКО}профи» эксперты грантодающих и экспертных организаций обсуждали, чего удалось достичь НКО за 30 лет. В основу лег аналитический доклад «Влияние и вклад НКО в решение социальных проблем и повышение качества жизни в России».
Доклад подготовлен по результатам исследования, проведенного Исследовательской группой ЦИРКОН (АНО «Социологическая мастерская Задорина») по заказу Агентства социальной информации в рамках проекта «ПРОявления НКО: информация, смыслы, комьюнити» при поддержке Фонда президентских грантов.
Чтобы узнать, как сектор повлиял на развитие социальной сферы, исследователи изучили открытые источники и провели интервью с 25 представителями органов власти, НКО, инфраструктурных фондов, СМИ и академического сообщества.
«Наш доклад — это лишь один из возможных взглядов на сектор, в определенной оптике, и относиться к нему нужно критично. Это не единственно возможный и обобщающий взгляд. Скорее это зарисовка, которая может стать импульсом к дальнейшей дискуссии», — открыл обсуждение Игорь Задорин, руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН.
В своей презентации исследователи сфокусировались на основных достижениях сектора.
Профессионализация
Одно из ключевых достижений сектора — профессионализация. Опора на профессиональный опыт и экспертность становится ключом к остальным достижениям, уверены исследователи.
«Сейчас организации создаются и существуют не в парадигме “вот мы соберемся и сделаем что-то хорошее”, а сразу ориентируются на достижение конкретного социального результата», — говорит Юлия Скокова, руководитель проекта «Пульс НКО».
Фото: Вадим Кантор / АСИ
Профессионализация проявляется и на рынке труда. НКО становятся устойчивее как работодатели, формируется инфраструктура, а также появляются новые специфические профессии: фандрайзеры, оценщики, проект-менеджеры.
Что говорят эксперты?
Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина, подтверждает: на протяжении всей своей работы фонд наблюдает процесс профессионализации в секторе. И выделяет два значимых аспекта: социально-экономическая составляющая и человеческий ресурс.
«В плане социально-экономической составляющей мы видим, что нужно поддерживать развитие НКО. Для этого мы проводим конкурсы, направленные на институциональную поддержку некоммерческих организаций. Это прямой вклад в профессионализацию», — говорит Оксана Орачева.
Фонд Потанина также старается поддерживать инициативы по обучению и получению дополнительного образования сотрудниками НКО. Так, с 2023 года Фонд Потанина проводит конкурс «Профессиональное развитие» для сотрудников вузов, социально ориентированных, спортивных и музейных организаций.
«Но подкину коллегам такую идею: по мере бюрократизации и накопления экспертности НКО могут отрываться от низовых проблем. Организации растут, возникают иерархии, внутренние процедуры. Это обратная сторона профессионализации», — рассуждает эксперт.
Мария Морозова, председатель наблюдательного совета Фонда Тимченко, согласна: профессионализация — один из ключевых факторов успеха НКО. И с каждым годом ее уровень растет.
Фото: Вадим Кантор / АСИ
«Мы это видим при взаимодействии с “выпускниками Фонда Тимченко” — организациями, которые получали нашу поддержку. Мы спрашиваем их, какая поддержка нужна. Если раньше это было в первую очередь финансирование, то сегодня есть запрос на стажировки, обмен опытом, расширение сети контактов, наставничество и так далее. То есть больше всего запросов на контакты, знания и организационную поддержку», — говорит Мария Морозова.
Снижается «всеядность»: если раньше заявки подгонялись под разные конкурсы, лишь бы получить поддержку, то теперь все чаще НКО начинают избирательно подходить к участию в грантовых конкурсах.
Агенты изменений
Еще одно значимое достижение НКО — за 30 лет они стали агентами социальных изменений. Эксперты, которые принимали участие в исследовании, отмечают:
- НКО обнаруживают социальные проблемы и наносят их на карту социальной политики;
- сектор экспериментирует и разрабатывает оптимальные решения социальных проблем;
- некоммерческие организации улучшают общественные установки и борются со стигматизацией;
- специалисты НКО масштабируют и интегрируют решения в существующие институты.
«Нет ни одной области в социальной сфере, которая не была бы охвачена НКО. Некоммерческие организации за счет своей гибкости разрабатывают, тестируют и апробируют решения», — уверена Юлия Скокова.
Что говорят эксперты?
Эксперты уверены: НКО не завышают свою значимость, называя себя агентами социальных изменений. Более того — это их прямая задача.
«Некоммерческий сектор постоянно производит изменения. Мы работаем с людьми, а сам человек — не константа, он каждый день другой. И сегодня можно говорить о результатах качественных: когда инициативы, предложенные и проверенные НКО, становятся практиками широкого применения», — отмечает Оксана Орачева.
Примеров тому, что НКО — агенты социальных изменений, много: внедрение системы долговременного ухода (СДУ), развитие в стране паллиативной помощи, борьба со стигматизацией в сфере ВИЧ и еще другие достижения.
«Но когда наше сообщество говорит, что это именно благодаря НКО появилось то или иное достижение, то надо понимать, что не все с этим согласны. Некоторые представители органов власти или бюджетных учреждений считают, что их роль в этой сфере не меньше», — отмечает Елена Тополева-Солдунова, директор Агентства социальной информации.
Решение сложных и глобальных проблем
Продолжая тему социальных изменений, исследователи просили респондентов назвать конкретные примеры, в чем НКО системно повлияли на социальную сферу. Среди успешных кейсов называли развитие системы паллиативной помощи, внедрение СДУ, изменения в системе профилактики сиротства, борьбу со стигматизацией, повышение доступности лечения и поддержку людей с инвалидностью.
«Часто говорят про улучшение положения стигматизированных групп. Это работа “Ночлежки” и “Справедливой помощи Доктора Лизы” в сфере бездомности, реализация проектов помощи заключенным и другим группам», — говорит Юлия Скокова.
Что говорят эксперты?
Действительно, за 30 лет НКО разработали и опробовали решения, которые сейчас внедряются уже на государственном уровне. Хотя и путь этот долгий и непростой.
«Говоря про отношения некоммерческого сектора и власти, мне приходит образ супружеской пары. Они живут вместе в непростых отношениях: когда-то они жили по отдельности, потом познакомились, а дальше было сложно. Но мы все знаем такие супружеские пары: они то ругаются, то расходятся, то мирятся, но все равно живут вместе. Потому что не могут друг без друга», — говорит Елена Тополева-Солдунова.
Фото: Вадим Кантор / АСИ
Но несмотря на сложности в отношениях, есть в них и плюсы: например, появилось много государственных инициатив, которые поддерживают НКО даже в кризисные моменты.
Илья Чукалин, генеральный директор Фонда президентских грантов, уверен: решать глобальные проблемы НКО помогает не только поддержка со стороны, но и сама их природа.
«Государственная машина умеет готовить общие стандартные скрипты, а также стандартизирует и унифицирует процессы. Но должен быть кто-то, кто найдет проблемы, которые власть не видит, и решит частные вопросы. И такая возможность есть у НКО. Система всегда будет нуждаться в тех, кто видит баги», — уверен Илья Чукалин.
Рост доверия, заинтересованности и поддержки
Также исследование показало, что уровень информированности аудитории об НКО растет. По данным НИУ ВШЭ, около 80% россиян знают о некоммерческих организациях. Другой вопрос — о каких?
О садовых и дачных товариществах знают 39% опрошенных НИУ ВШЭ, в то время как о благотворительных организациях и инициативах — только 18%.
«Когда у россиян спрашивают, кого из сектора они знают, виден сильный дисбаланс. О крупнейших фондах знают довольно много граждан, а о местных и локальных фондах — намного меньше», — говорит Ирина Краснопольская, ведущий исследователь Лаборатории социальных исследований и аналитики Ver.Sia Lab.
Но в целом участники исследования отмечали, что в России развивается культура благотворительности. Это подтверждают и статистические данные: растет доля людей, делающих пожертвования.
Достигнуть этого удалось благодаря тому, что:
- сформировалось восприятие частных пожертвований как возможности внести значимый личный вклад в помощь нуждающимся;
- НКО за 30 лет создали инфраструктуру для массового фандрайзинга;
- организации проводят федеральные и региональные информационные кампании.
Становится популярнее и тема волонтерства, а сами НКО осознаннее подходят к выбору добровольцев. В России есть комплексная инфраструктура волонтерского участия, а также это стало массовой практикой молодежи.
Что говорят эксперты?
Анна Орлова, руководитель специальных проектов онлайн-сообщества «Кухня НКО», отмечает: важно сказать, что сектор большой и развивается 30 лет. Но каждая организация живет в своем тайминге.
«Сейчас молодая организация благодаря 30-летней истории сектора может использовать наработанный уровень информированности и доверия. Это и плюс. А минус в том, что НКО вынуждены быть гораздо большими профессионалами сразу на старте, потому что оказываются в конкурентной среде», — заключает эксперт.
Это сложно, но именно благодаря этому продолжает расти культура благотворительности и волонтерства. Хотя тема доверия и информированности — это вечный вопрос, и быстро его решить не получится даже при постоянных стараниях сектора.
«Сколько можно поводить информационные семинары? Бесконечно. Потому что все время будут приходить новые люди, которых нужно обучать. Так что вклад средств в инструменты информированности — один из способов передачи знаний в секторе. И с этой точки зрения актуальность вложения ресурсов в информированность не исчезнет», — заключает Оксана Орачева.
Организаторы конференции – Агентство социальной информации и Центр «Благосфера». Конференция проводится при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина (проект «НКО-профи»), Фонда президентских грантов (проект «ПРОявления НКО: информация, смыслы, комьюнити»), Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.
Конференция традиционно приурочена ко дню рождения Агентства социальной информации, который отмечается 24 октября. В 2024 году АСИ исполняется 30 лет.
Агентство социальной информации — ведущая экспертная организация российского некоммерческого сектора и профессиональное информагентство, специализирующееся на освещении гражданских инициатив. АСИ оказывает информационную поддержку социально значимым проектам, проводит просветительские кампании, развивает медиапартнерство.