Новости
Новости
20.12.2024
19.12.2024
18.12.2024
18+
Статьи

Покатилась «попинуха», или Как в современном музее осмысляют спорт

В Российском этнографическом музее проходит выставка «Культура движения. Выставка о спорте, традициях и образе жизни». Автор АСИ разбиралась, зачем организаторы выбрали такую экспериментальную тему для музея и какие социальные задачи помогает решить спорт в музее.

Фрагменты комикса Александра Шабурова. Фото: Софья Разумовская

15 октября в Российском этнографическом музее (РЭМ) открылась выставка «Культура движения. Выставка о спорте, традициях и образе жизни». Экспозиция посвящена тому, как культурные традиции определяют спортивные занятия людей. Более того – как движение осмысляется человеком. Тему движения авторы пытаются рассматривать в самом широком понимании – движения современного и традиционного, праздничного и бытового, игрового и ритуального, символического и технологического.

«В центре этого проекта – человек. С его переживаниями, эмоциями. Как он рефлексирует по поводу того, что он двигается или не двигается? Как он себя мыслит идеальным двигающимся или недвижимым? С движением связаны и победы, и поражения, и положительные эмоции, счастье и несчастье. Это такая красная линия, которая проходит через всю культуру. И слова: движение, жизнь, культура – оказываются синонимами… Постоянные экспозиции музея – они тоже все про движение: движение человека во времени, в пространстве, в познании этого мира. Это метафора, которая работает в различных плоскостях, позволяя аккумулировать и произведения современного искусства, и бытовые обыденные вещи конца XIX века», – прокомментировала открытие выставки директор РЭМ Юлия Купина.

Юлия Купина и Оксана Орачева. Фото: Софья Разумовская

«Культура движения. Выставка о спорте, традициях и образе жизни» – главное событие большого междисциплинарного проекта «Культура движения», который Российский этнографический музей реализует при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина в рамках программы «Сила спорта».

По словам Оксаны Орачевой, генерального директора Фонда Потанина, этот проект экспериментальный и даже рисковый. Ведь в сознании людей спорт и культура где-то в разных плоскостях. Но в фонде уверены, что музей сегодня – большой общественный институт, где могут вполне успешно встречаться самые разные практики, помогая друг другу и дополняя друг друга.

«Этот проект – попытка посмотреть, как в музее можно соединить спортивные практики и традиции с нашим сегодняшним днем. И посмотреть на спорт не только через призму прекрасных фотографий с соревнований или через призму произведений художников, к чему мы привыкли, но и иначе. Отрефлексировать спортивный опыт музейными средствами. Это эксперимент. И мы рады, что музей рискнул войти в эту историю», – подчеркнула Оксана Орачева.

Экспозиция объединяет как традиционные экспонаты – здесь можно увидеть «спортивное снаряжение» из разных времен и традиций, так и мультимедийные продукты. Со снегоступами и «прото-лыжами» начала прошлого века соседствует современная боксерская груша. На экранах можно увидеть документальные кадры, где Генрих Нейтгауз проводит уроки фортепиано и видео перформанса, в котором невесты выковывают стрелы.

«Меняется подход. Если раньше центром экспозиционного пространства был экспонат, то теперь, по замыслу нашего куратора, в центре выставки – человек и все вопросы, которые связывают человека и движение, – пояснила Ирина Донина, заместитель директора РЭМ по культурно-образовательной деятельности, руководитель проекта «Культура движения». – Поэтому выставка у нас трехслойная. Конечно, это подлинники: из двухсот артефактов девяносто восемь – наши подлинные исторические музейные предметы. Это мультимедиа. И это комиксы художника Александра Шабурова».

В основе проекта лежит полевое антропологическое исследование современных двигательных практик в Санкт-Петербурге, Дагестане и Республике Коми, дающее «свежий» материал для осмысления и презентации темы. Публикация результатов исследования планируется в ближайшее время.

Ирина Донина (в центре) открывает экспозицию. Куратор Георгий Никич (справа). Фото: Софья Разумовская

В создание экспозиции свой вклад внесли и сотрудники музея. Когда куратор Георгий Никич придумал концепцию выставки, он пригласил их к участию. На выставке есть артефакты, связанные с различными спортивными занятиями в питерских дворах – 70-80-х, 2000-х. Часть из них оказались здесь именно благодаря работникам музея.

Одним из соавторов экспозиции стал Алексей Христенко, научный сотрудник отдела этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы. «Я написал эссе, которое заинтересовало куратора, – рассказал Алексей. – При подготовке выставки получился диалог с сотрудниками, сотворчество. Мои тексты вошли в раздел “Путь преодоления, опыт совершенствования”. В его основу легли материалы, которые документируют мой личный опыт занятия на турнике в старших классах школы. И мои размышления по поводу культурной интерпретации занятий на турнике».

Алексей Христенко (слева) рассказывает о разделе экспозиции, созданном на основе его истории. Фото: Софья Разумовская

«Программе “Сила спорта” исполнилось три года, – рассказывает Игорь Барадачев, директор программ Благотворительного фонда Владимира Потанина. – Нетривиальная идея – совместить тему спорта с музейной историей. Когда фонд начинал программу, мы проводили исследование в попытке понять, какие сферы, связанные с физической культурой, спортом пока не достаточно поддерживаются государством и другими грантодающими организациями. И стало понятно, что на тот момент никто не обращал внимания на спорт как на возможность решать различного рода социальные проблемы. Такие, например, как доступность спорта для людей с инвалидностью, для людей в сельской местности».

Одна из тем, на которую обратили внимание исследователи, – это сохранение традиционных видов спорта, игр. В связи с процессами глобализации, которые происходят в мире, есть виды спорта, которыми увлекаются все, например футбол, хоккей. А есть игры, которые у каждого этноса свои. И они либо должны прекратить свое существование, либо как-то трансформироваться.

«Мы в грантовом конкурсе дали возможность тем энтузиастам, которые сохраняют традиции или придумывают что-то новое, интегрируя их в современную культуру, реализовать свои замыслы. Так возникла идея посмотреть на спорт достаточно широко – не как на физическую активность человека, а как на элемент нематериальной культуры», – поясняет Игорь.

Оксана Орачева и Игорь Барадачев. Фото: Софья Разумовская

Сотрудничество с этнографическим музеем сложилось в русле того, как можно найти полезное и нужное и для музейного сообщества, и для спортивного. Что для этнографического музея нужно сделать, чтобы привлечь молодежную аудиторию, привлечь детей, которые в этнографии видят «замерзшее прошлое», которое им не интересно? Сделали вывод: детям интересны игры.

«На тот момент у музея были небольшие локальные мероприятия, когда в выходные дни приходили дети и могли познакомиться с играми, игрушками разных народов России, – рассказывает Игорь. – Вторая тема – этнографический музей делал самую первую в СССР спортивную выставку, которую приурочили к Олимпиаде-80. Это был фотопроект, посвященный тому, как народы России занимаются спортом. То есть, у музея уже был “спортивный” бэкграунд, и мы начали думать, какая может быть перезагрузка в нынешних условиях».

Так появилась идея провести исследование: посмотреть, какие двигательные практики актуальны в настоящее время. И насытить музейную деятельность еще и таким «контентом». Первый подобный опыт был в «Ночь музеев», когда во внутреннем дворике происходило движение, не очень характерное для музея: посетители могли поучаствовать в спортивных соревнований. Игры были, естественно, с этнографическим контекстом: «попинуха», лапта.

Кроме того, зайдя в помещение музея, каждый мог сам поучаствовать в создании спортивного инвентаря: сделать войлочный мяч, деревянные палочки для игры.

«Такая практика, связанная с двигательными активностями, в музее укоренилась. Теперь спортивно-массовые мероприятия – новый дополнительный продукт. Дети, приходя в музей, в игре вовлекаются, приобщаются к этнографическому наследию», – резюмирует Игорь Барадачев.

Фото: Софья Разумовская

В Российском этнографическом музее выставка продлится до 23 марта. Планируется, что после окончания экспонирования в Санкт-Петербурге экспозиция отправится в республики Коми и Бурятия.

С 18 апреля по 24 августа 2025 года ее смогут увидеть посетители Национального музея Республики Коми (Сыктывкар), а с октября по декабрь 2025 года – гости Национального музея Республики Бурятия (Улан-Удэ).

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике