Новости
Новости
03.12.2024
02.12.2024
18+
Колонки

Елена Абросимова: «Не нужно получать дополнительного образования для работы в НКО»

Завкафедрой коммерческого права и основ правоведения МГУ и учредитель Центра развития юридических клиник — о своем курсе, посвященном НКО, и о том, почему студенты должны помогать добровольно.

Елена Абросимова. Фото из личного архива.

Елена Абросимова ведет в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова межфакультетский курс для студентов разных факультетов «Некоммерческие организации: правила игры». Курс формирует у студентов самые общие и в то же время системные знания о правовой природе, видах и особенностях некоммерческих организаций, а также предоставляет общий обзор законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность НКО. Подробнее о программе курса можно прочитать здесь

В 80-е, когда я была студенткой юридического факультета, мне предложили пройти практику в некоммерческой организации — Молодежном жилом комплексе МЖК «Якиманка» — первую в моей жизни. НКО состояла из молодых ученых из разных городов России, готовых на какое-то время оторваться от своей научной деятельности и выйти работать на стройку, чтобы построить в Москве жилье для своих семей. Я в качестве юриста помогала им с получением жилищных ордеров на квартиры. Работали мы все pro bono, как бы мы сейчас сказали, поскольку ни о каких зарплатах речь не шла.

В то время у нас не было законодательства о некоммерческих организациях, за исключением действовавшего тогда закона об общественных организациях, под действие которого МЖК не попадал, и Временного положения о добровольных обществах и союзах 1936 года. Меня, конечно, это поразило, и я начала с этим вопросом разбираться. Так получилось, что итогом моего первого исследования стал диплом на юридическом факультете, который был посвящен молодежным жилым комплексам. 

В 2012 году в Московском университете объявили о том, что любой студент университета сможет по выбору посещать межфакультетские курсы, которые ведут преподаватели разных факультетов. И я решила объявить свой курс про правовое регулирование НКО для студентов-неюристов. Мои коллеги на юрфаке поддержали эту идею. И с тех пор на мой курс «Некоммерческие организации: правила игры» может записаться любой студент МГУ. 

Фото из личного архива

Тогда, в 2012-2013 годах, как раз начали происходить изменения в законодательстве об НКО, да и отношение к некоммерческим организациям в обществе стало меняться. Тем не менее, записавшихся на курс в то время было немного. Записывались 12-15 человек, ходили — пять-шесть. 

А вот в этом году произошел небывалый бум. Беспрецедентный, я бы сказала. По правилам на мой МФК могут записаться всего 50 студентов. В этот раз претендентов было куда больше, некоторые даже писали мне лично, просили разрешить приходить на занятия. В итоге сейчас стабильно ходят человек 35. 

В начале каждого курса я у студентов спрашиваю: «Почему Вы выбрали этот курс?». Обычно отвечают так: «Я знаком с деятельностью НКО, но хочу узнать больше», «Я работал в качестве добровольца или сотрудничал с НКО», «Хочу создать свою некоммерческую организацию, и мне нужны знания». В этом году появился новый ракурс: «Я понял, что некоммерческие организации играют значимую роль в российской экономике».

Все МФК в Московском университете обычно проходят в лекционном формате. Я же за практические занятия и дискуссионный формат. Поэтому приглашаю руководителей и действующих юристов из НКО, чтобы студенты могли задать им все интересующие вопросы о том, как работают НКО в реальной жизни. 

В конце курса все студенты приходят на зачет. Те, кто посещал большинство занятий, получают автомат. Другим я задаю один-два вопроса. Тут сложность в освоении курса: у нас нет никаких учебников, и все знания можно почерпнуть только из наших встреч с экспертами сектора. Зачет получить по курсу несложно, если посещал все занятия. Причина простая: у меня нет цели «натаскать» студентов на работу с НКО, я хочу рассказать им, как работает некоммерческий сектор в современных правовых условиях. 

За эти 13 лет программа курса, конечно, менялась, потому что она фактически зависит от изменений в законодательстве об НКО. Но мы говорим не о законах, а именно о правилах, по которым работает некоммерческая организация. Потому что если бы я рассказывала исключительно про законодательство, это было бы страшно скучно. А чтобы говорить о праве для НКО в целом: его возможностях, специфике, практической работе НКО — как раз и нужен диалоговый формат. 

Я хочу, чтобы больше людей узнали о работе некоммерческих организаций, а для этого не стоит отталкивать от сектора молодых людей. Ведь они — его будущее. И такой подход как раз позволяет привлечь молодые умы к деятельности НКО. 

Недавно пришел ко мне на курс студент с факультета вычислительной математики и кибернетики. Слушал-слушал, а потом спросил: «А разве организации не могут цифровизировать свою деятельность?», — и попросил дать номер одной из них. Сказал, что позвонит и предложит свою помощь. Для меня это супер-результат: когда студент готов закрыть какую-то потребность НКО своими знаниями и профессиональными навыками. 

Фото из личного архива

Здорово, что в НКО в принципе начали идти люди с управленческим образованием, которые понимают, как устроить организацию. Я считаю, что это плюс, если в НКО приходят специалисты, которые получили профильное образование — по социальной работе, в сфере экономики, права, здравоохранения, экологии и т.п. 

Но мнения, что образование для работы в некоммерческой организации должно как-то отличаться от обычного, не поддерживаю. Меня учили на юридическом факультете, как и всех юристов. А журналистов учат, как и всех журналистов. То, что мы выбрали для себя работу в НКО, не означает, что нужно обязательно проходить какие-то дополнительные курсы. 

Это одно из моих идеологических расхождений с некоторыми представителями некоммерческого сектора, которые пытаются обосновать существование отдельного некоммерческого права. Я считаю, что нет никакого некоммерческого права — есть право для НКО.

Да, отдельный закон «О некоммерческих организациях» — существует, но по нему нельзя создать отдельную отрасль права. 

Просто я считаю, что НКО — это тот же бизнес (инициативная деятельность), только некоммерческий, со своей спецификой. Но эта специфика есть везде. Например, существует интернет-торговля. Это по-прежнему торговля, но с определенными особенностями. Точно так же с некоммерческими организациями. Это те же юридические лица, не нужно из них делать что-то сепаратное, а тем более если речь идет о профессиональном образовании. Отдельные курсы по специфике деятельности НКО — этого вполне достаточно в рамках учебной программы профессионального образования.  

При этом было бы здорово, если бы на факультетах журналистики был отдельный профиль — социальная журналистика, на факультете рекламы и пиара — социальная реклама. Как мой курс для юристов: хочешь — иди, не хочешь — не ходи. Но у студентов по крайней мере должен быть такой выбор. 

Вот, например, программа «Обучение служением», которая внедряется во многих университетах страны, — добровольная.

У нас в МГУ есть бесплатная юридическая консультация, которую ведут наши студенты. Любой гражданин, который находится в трудной жизненной ситуации или стеснен в финансовых средствах, может обратиться за юридической помощью к студентам юридического факультета. Студенты старших курсов юридического факультета под руководством преподавателей или практикующих юристов и проконсультируют человека, и нужные документы подготовят. Внутри юридической клиники есть группа студентов-консультантов, которые работают именно для некоммерческих организаций. Это тоже своего рода служение. 

Но участие в такого рода деятельности никогда не должно быть обязательным. Если сказать студентам, мол, это в обязательном порядке, то есть вы должны провести такое-то количество часов консультации и получить зачет, то они только ради зачета и будут стараться. Пользы некоммерческим организациям и гражданам от этого никакой не будет.

Потому что будет так: консультацию получили? Получили. Галки поставили? Поставили. Все, до свидания. А качественные консультации, служение — это все уже не будет важно.

Да и сами студенты не будут важны. И важности своей помощи чувствовать не будут. А в третий сектор не стоит приходить тем, кто не хочет помогать добровольно. В этом смысл служения.

Записала Дина Ивина

Материал подготовлен по проекту «НКО-профи». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике