Дискуссия «Деньги и другие ресурсы. Как получить поддержку на технологии в НКО?» прошла на площадке конференции «Технологии добра» 29 ноября. Эксперты представили свои конкурсы, за участие в которых НКО могут получить средства на цифровизацию своей деятельности.
Наталья Алиева, руководитель департамента регионального развития Фонда президентских грантов (ФПГ), рассказала, что фонд поддерживает все, что связано с диджитализацией и автоматизацией процессов.
Эта поддержка соответствует трендам внутри третьего сектора — цифровизация интересует многих. Так, на первый конкурс 2025 года фонд уже получил 9883 заявки, связанные с диджитализацией деятельности некоммерческих организаций.
«А все потому, что это позволит самим некоммерческим организациям лучше понимать то, что они делают», — заявила Алиева.
Совместно со Школой управления «Сколково» ФПГ организовал учебную программу для лучших социальных проектов по итогам оценки эффективности. В этой программе поднимается, в частности, и тема диджитализации НКО.
По словам Алиевой, такие программы помогают фондам находить финансирование на технологические решения и искать партнеров.
Конкурс «Стань заметным»
«Стань заметным», созданный Фондом целевого капитала «Истоки», помогает в разработке сайтов, лендингов, коммуникационных стратегий, обновлении социальных сетей.
«Появился он, поскольку мы увидели огромную потребность некоммерческих организаций в цифровизации: им не хватает финансирования, ресурсов, кадров. Прямо сейчас мы принимаем заявки на конкурс до 20 января по трем направлениям: поддержка семьи, образование, работа с наследиями и развитие территорий», — рассказала Елена Щетинина, начальник департамента по работе с партнерами фонда «Истоки», руководитель акселератора «Стань заметным».
В экспертном совете конкурса состоят 37 членов: представители бизнеса и некоммерческого сектора, СМИ и даже чиновники из Минцифры. Они выбирают трех победителей в трех направлениях конкурса. НКО, занявшие первое место, получают два миллиона рублей, второе — 800 тысяч рублей.
Что может предложить акселератор:
- создание сайта или лендинга;
- «коммуникационный пакет»: разработка коммуникационной стратегии, SMM-поддержка, SMM Kit (шаблоны для социальных сетей) ;
- стратегия email-маркетинга.
«Мы победителям ничего не навязываем. Вместо этого собираем бриф, где вместе с экспертами Philin Philgood и командой некоммерческой организации садимся и решаем, что конкретно им нужно для стратегического развития», — уточнила Щетинина.
Подать заявку на конкурс можно здесь.
Как получить средства у частных доноров
Основатель Charity Solutions Consulting Ирина Меньшенина рассказала, как получить средства на диджитализацию у частных крупных доноров.
По ее словам, НКО привыкли просить деньги на адресную помощь либо проекты для благополучателей. Но сама некоммерческая организация — такой же правомерный игрок на этом поле. А значит, здоровье и устойчивость нужны не только для тех, кому помогает организация, но и для нее самой.
«Хорошая новость: ресурс [частных доноров] бесконечен. Плохая новость: получить деньги на реализацию проектов по автоматизации процессов невозможно. Потому что этот безграничный ресурс под коротким названием “люди” тоже нужно возделывать и собирать вокруг себя», — пояснила Меньшенина.
Что можно сделать
- Посоветоваться с приближенными к руководителю организации людьми — попечительским советом, друзьями НКО, инвесторами, банкирами и так далее.
- Выступить с идеей открыть адресный сбор на нужды НКО.
- Возложить обязанность на общение с частными донорами на самого харизматичного человека из команды (учредителя, руководителя или его правую руку), чтобы он воздействовал на них словом.
- Создавать вокруг себя преданное комьюнити.
- Рассказывать о существовании волонтерского фандрайзинга.
Ирина Меньшенина поделилась случаем: однажды крупный бизнесмен опубликовал у себя на странице сбор подарков на свой день рождения в пользу фонда. Люди через специальную платформу пожертвовали около одного миллиона рублей. Деньги, собранные волонтерским фандрайзингом, считаются свободными от целевого назначения и, переданные в НКО, могут быть потрачены на любые нужды, в том числе административные.
- Прийти к частным донорам за советом, а не за рублем. Так они почувствуют, что не являются ходячим кошельком с деньгами.
К кому еще можно обратиться
Мирослава Сергеенко, учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика», считает, что каждая НКО может найти себе единомышленников и объединить их смыслом.
«Молодым IT-специалистам нужны стажировки — пригласите их на свои проекты. Задайте им задачку: CRM, классный сайт или что-то еще, что поможет автоматизировать ваши процессы», — советует Мирослава.
Не обязательно обращаться к студентам. Можно попробовать постучаться в уже успешную IT-компанию. Многие из них берутся за интересные проекты бесплатно.
Кроме этого, у группы компаний Philin Philgood существует собственный благотворительный фонд «Фил», который занимается образованием некоммерческих организаций. Фонд проводит бесплатные консультации для специалистов из НКО почти по любому направлению: начиная от юристов, бухгалтеров и специалистов по управленческой отчетности, заканчивая специалистами по автоматизации и диджитал-продуктам коммуникации.
Основные ошибки при написании заявки
Коммерческий директор благотворительного фонда «Добрый город Петербург» Оксана Петрова рассказала, почему НКО не всегда удается получить грантовые средства на автоматизацию своих процессов.
«Часто заявки не проходят конкурсный отбор только потому, что сама организация не могла ответить на вопрос, зачем ей CRM-система, каких результатов она хотела бы добиться с ее помощью. Это самое простое и самое важное — написать техническое задание: что мы будем собирать, зачем мы будем собирать, какие будем принимать решения на основе этих данных? Все это обычно остается без ответа. Я рекомендую сделать так: получить консультацию у специалистов, а после принять решение о том, какая технология подойдет вашей организации», — говорит Петрова.
«Хочу предостеречь вас от возможной ошибки. Конкретизируйте бюджет своей заявки, создавайте канву для понимания экспертов, которые будут ее оценивать. Объясняйте, почему обновление сайта стоит именно 80 тысяч рублей, а не 500 или 20 тысяч», — советует Наталья Алиева.
Мирослава Сергеенко призвала НКО не потерять себя в желании получить средства и не стать подрядчиками, обслуживающими корпорации.
«Нужно отказаться от иждивенческой позиции. Вы партнеры, серьезные партнеры и для бизнеса, и для органов власти, но по решению тех проблем, которые видите вы, потому что только некоммерческие организации способны видеть то, чего не видит никто другой. Вы чувствуете людей лучше всех и имеете достаточно компетенций становиться равноправными партнерами», — подытожила Сергеенко.