Мария Зубащенко, детский психолог Воронежского отделения Российского детского фонда и кризисного центра «Право голоса», использует в своей работе метафорические карты, которые сама же и разработала. Прежде такой околонаучный подход был ей не близок, но однако со временем МАК стали для нее рабочим инструментом.
Проект, в котором Мария Зубащенко использует ассоциативные карты, называется «Право голоса. Детство без насилия». Изображения на созданных ею картах основаны на реальных событиях из жизни детей, пострадавших от жестокого обращения и насильственных действий. МАК помогают психологу работать с теми, кто столкнулся с трудными обстоятельствами, но не готов говорить о болезненном опыте напрямую. Метафорические карты выступают в роли визуальных помощников — позволяют ребенку описать внутренние ощущения, опираясь на рисунки.
«Она выдумывала друзей, чтобы это было легче снести»
Мария Зубащенко много лет работает с детьми, которые пострадали от жестокого обращения и насильственных действий, она помогла пережить травмы десяткам детей. Истории, которые психолог прорабатывала с детьми, не могли не оставить след в их психике.
К примеру, в доме одного жителя Воронежской области детям запрещалось присаживаться, когда отец дома, — им нельзя было даже сесть за стол, чтобы поесть. Они делали это стоя. А еще один мужчина, по словам детского психолога, запрещал своим детям ходить в туалет — в доме унитазом имел право пользоваться только он.
«Одна девочка пряталась в шкафу. Она сидела в нем по два-три часа, и для нее этот шкаф был островком безопасности. Девочка пряталась туда, когда папа возвращался домой. Она подолгу сидела за закрытыми дверьми, боясь выйти. Она выдумывала себе друзей, чтобы это все было легче снести», — рассказывает АСИ Мария Зубащенко.
Фото предоставлено центром «Право голоса»
Специалист Российского детского фонда стала записывать эти случаи — сначала для анализа, построения линии помощи детям, а после поняла, что на основе этих жизненных историй можно сделать колоду МАК — инструмент, который облегчит работу с аналогичными тяжелыми случаями в будущем.
«Раньше я была против околопсихологии»
Воплотить в жизнь задумку с карточками Марии Зубащенко помогла дизайнер Дарья Полтаранина. Колода состоит из карт, которые могут вызывать самые разные эмоции — от страха и безысходности до надежды и веры в лучшее. Помимо иллюстрации тяжелых эмоций, дизайнер изобразила и то, что способно подарить детям улыбку и чувство безопасности.
«Я за доказательный подход в психологии. Если бы мне раньше кто-то сказал, что я смирюсь с такими инструментами, как МАК, рефлексивные дневники и круги силы, не поверила бы, — признается Мария Зубащенко. — Однажды на форуме “Таврида” одна женщина рекламировала ароматерапию, и я было уже приготовилась парировать, как другая ответила, что это ей всерьез помогает избавиться от стресса. Раньше я была против околопсихологии, а теперь думаю: да ради бога, если это первый шаг к глубокой терапии».
К тому же, по мнению детского психолога, подобные методы лучше подходят для работы с проблемой домашнего насилия, ведь порой облечь в слова то, что с тобой случилось, страшно и стыдно.
«А когда ты выбираешь карту и весь ужас видишь на ней, то описать это словами чуточку проще», — добавляет Мария Зубащенко.
«Не только для работы с детьми»
Женщина пришла к выводу, что метафорические карты — это универсальный инструмент в работе психолога, так как в терапию приходят и взрослые люди с непроработанными детскими травмами. Психолог так же применяет МАК и в работе над детско-родительскими отношениями.
«Человек не может просто прийти и сказать, в чем ему надо помочь. Если бы это так работало, то терапевты были бы не нужны. Люди дают тебе много намеков, много историй, а тебе это нужно сгрести, убрать оттуда лишнее и озвучить запрос для проработки, — продолжает Мария Зубащенко. — Метафорические карты я предлагаю многим. Вот был случай, когда я никак не могла найти подход к ребенку, пока мальчик с опорой на МАК не признался мне в том, что устал ходить с родителями по музеям. Он хочет лежать с ними на диване, есть чипсы и обниматься. Ребенку не хватало тактильной близости с мамой и папой».
По наблюдениям психолога, для проработки детско-родительских отношений люди стали к ней обращаться чаще. Мария Зубащенко связывает это с многозадачностью современных родителей — они разучились быть включенными в жизнь своих детей. Они интересуются тем, как у них дела в школе, выучили ли они уроки, но редко спрашивают их о том, а какие чипсы у его ребенка любимые.
«В моем детстве мы играли в фанты, резиночки, много проводили времени с мамой и папой, а сейчас этого меньше. Все свободное время наших детей занято кружками и секциями. Все хотят успешного ребенка. Но это приводит к отдалению, непониманию друг друга, к тому, что ситуаций, в которых ребенку плохо, становится больше. Если раньше с жестоким обращением и ситуациями насилия сталкивались подростки, то теперь я все чаще работаю с малышами — им по четыре года!» — говорит детский психолог.
Проект «Детство без насилия», в котором Зубащенко сделала 60 метафорических карт, оказался самым трудным в ее практике. Она признается, что после работы с некоторыми детьми ей доводилось обращаться за помощью к супервизору, ведь ситуации, с которыми сталкивается неокрепшая детская психика, порой тяжело переварить и взрослому человеку.
«Но чем больше мы говорим, тем больше мы прорабатываем. И конечно, МАК в данном случае — еще и инструмент информирования. Возможность и повод еще раз обратиться к непростой теме домашнего насилия, в которое оказываются втянуты наши дети», — отметила Мария Зубащенко.
Проект «Право голоса. Детство без насилия» реализуется при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-помощь».