Новости
Новости
17.12.2024
16.12.2024
18+
Статьи

«Дефицит рассказчиков у города»: как продвигать уже развитые территории

О том, какие каналы коммуникации можно использовать и как правильно рассказывать о креативных решениях, внедренных в города, — в материале АСИ.

Город·17.12.2024
Саввинское подворье на Тверской улице в Москве. Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Текст подготовлен по итогам круглого стола «Социальный маркетинг как инструмент развития территорий», прошедшего 16 декабря в Общественной палате РФ. 

Главным двигателем развития территорий на местах могут быть совершенно разные заинтересованные лица: органы местного самоуправления, бизнес, фонды или активные граждане. А иногда они объединяются и работают все вместе. Но без местных жителей — никуда, считает Елена Тополева-Солдунова, директор Агентства социальной информации и председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора. 

Основные сложности, связанные с развитием территорий

  1. Проблема фокусировки в СМИ

Развитие территорий — это целый комплекс работ, разбитый на множество тем. Однако издания обычно специализируются на чем-то одном и не могут рассказывать абсолютно обо всем, что происходит на конкретной территории. 

Понравиться жителям и стать знаменитыми — или...

    Интересы местных жителей часто перевешивают. Иногда приходится выбирать, кому угодить — местному населению или другим стейкхолдерам. Но не всегда довольные местные жители = эффективное вложение. 

    1. Некоторые кейсы развития территорий не попадают в информационное поле

    Успешные кейсы (например, дореволюционные вывески в городе Рыбинск) постоянно упоминаются на тематических мероприятиях, а новые интересные проекты остаются в тени. 

    Заместитель исполнительного директора Ассоциации грантодающих организаций «Форум Доноров» и председатель координационного совета по повышению социальной эффективности медиаиндустрии и ее взаимодействию с институтами гражданского общества Мария Мокина рассказала, что недавно Форум Доноров подвел итоги конкурса «Лидеры корпоративной благотворительности», куда подаются крупные компании, занимающиеся развитием территорий. 

    По словам Мокиной, с каждым годом на конкурс поступает все больше заявок, связанных именно с креативным развитием территорий. 

    «Оценивается не только сам проект, но и то, как он продвигается. Анализируя заявки, поданные на грант, мы поняли, что чуть больше половины системно освещают свой проект в средствах массовой информации», — заявила Мокина. 

    Рыбинск. Рамиль Ситдиков / РИА Новости

    Образ территории

    Социолог и основатель центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов поделился своими наблюдениями в сфере развития территорий. 

    «Как создается модель территории? Какие механизмы там действуют? Чем экспертный образ территории отличается от массового? Такое еще никто не рассматривал, и это задача для лабораторной работы. Хочу призвать всех: когда вы участвуете на каких-то площадках, научитесь строить механизм формирования образа территории, иначе они формируются стихийно», — уверен Фирсов. 

    Основной тренд, который наблюдается сейчас, — это появление городов ускоренной трансформации, темпы развития которых существенно опережают сложившиеся стереотипы. Социальные инвесторы толкают этот город, но на массовом уровне «застывшие схемы восприятия [городов] практически не меняются». 

    По словам Фирсова, этот разрыв будет только расти, а попытки все склеить упираются в целый ряд проблем, главная из которых — отсутствие коммуникативных инструментов.

    Еще одна проблема — образы территорий неизбежно конкурируют между собой. А это значит, что при развитии территории необходимо учитывать и то, что она должна быть конкурентоспособной. Фирсов считает, что это мешает рассматривать образ территории автономно, без сравнения с другими. 

    «К тому же, как правило, у города дефицит рассказчиков, то есть людей, которые могут о нем рассказывать. Да и через что рассказывать? Федеральных ресурсов на сегодняшний день у нас нет», — уточняет эксперт. 

    Создание новых каналов коммуникации могут быть не только медийными. Как вариант, можно создать ток-шоу про развитие территорий или рассказывать об этом на уроках в школе, считает Фирсов. 

    Варианты продвижения городских проектов

    Людмила Гусева, заместитель начальника управления по коммуникации и работе с инвесторами компании «Северсталь», на примере Череповца рассказала, как реализуется стратегия продвижения комплексного развития города. 

    Первое, что сделали в «Северстали», — создали сайт проекта, нацеленный на информирование. Но основная его задача заключается в сборе обратной связи от местных жителей, которые высказывают одобрение или недовольство касательно произошедших преобразований. 

    Встречи с населением для обсуждения будущих изменений и регулярные новости со стройки — отличный формат для того, чтобы стать инфоповодом в СМИ, считает Гусева.

    Кроме этого, можно приглашать журналистов и блогеров на локации, где идет стройка. Сюжеты с места событий часто попадают в федеральную повестку. 

    Историко-этнографический музей на территории усадьбы дворян Гальских на берегу реки Шексны в Череповце. Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

    Еще один вариант продвижения — проведение экскурсий для самих череповчан и гостей города. 

    Основные проблемы продвижения

    Ян Кожан, директор АНО «Агентство развития Сысерти», лидер и идейный вдохновитель проекта «Лето на заводе», объяснил, что продвижение развития городов — сложная задача, поскольку людям больше нравится попса: звездные новости, криминал и чернуха. 

    Кроме этого, аудитория привыкла к формату коротких видео, уложить в которые рассказ о целом городе не всегда возможно. А само повествование о развитии городов часто ведется не теми словами и не в том тоне, из-за чего оно проигрывает контенту, поставляющему быстрый эндорфин, например видео про котиков. 

    «Некоторый мейнстрим сейчас наблюдается среди представителей государства — побудительный и нравоучительный тон в сфере развития территорий. Хотя очевидно, что в данном случае лучше говорить человеческим языком и показывать позитивные примеры, например со стройки, как говорила Людмила», — считает Кожан. 

    При этом сами люди еще не потеряны, считает он. Подкасты по 3,5 часа по-прежнему набирают миллионы прослушиваний, а значит и аудитория еще способна потреблять более сложный контент. Главное — найти подходящий тон.

    18+
    АСИ

    Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

    Попасть в ленту

    Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

    Рассылка

    Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике