В информационном потоке среди ежедневных новостей, проблем и перемен не всегда есть возможность обратить внимание и ближе познакомиться с людьми, живущими вокруг. А между тем именно в их судьбах часто можно найти опору — собрали подборку таких историй.
Сохраняющие память
Проект «Последний адрес» в 2024 году отметил юбилей. 10 лет волонтеры устанавливают мемориальные таблички на домах, ставших для их репрессированных жильцов последним местом жительства перед арестом. За это время активисты сталкивались как с содействием, так и с полным непониманием и неприятием. А в 2023 году установленные ими таблички и вовсе стали исчезать. Против памятных знаков недавно выступил и глава СПЧ Валерий Фадеев.
Кто же эти люди, которые, несмотря ни на что, продолжают хранить память о репрессированных? С какими сложностями сталкиваются активисты? Почему считают, что это нужно?
Волонтер «Последнего адреса» Инна Дробинская рассказала АСИ, как впервые пришла в проект и как проходила тестовое задание, с какими конспирологическими точками зрения иногда приходится встречаться и часто ли и как удается преодолеть бюрократию. А еще — о том, какие вырастают неожиданные проекты из идеи установить табличку и какой изобретательной бывает людская поддержка.
Девушка с мячом и акцентом
Миграционная политика — одна из самых обсуждаемых тем 2024 года. Весной 2025 года в силу вступит закон о запрете принимать в российские школы детей мигрантов, не прошедших тестирование на знание русского языка. Насколько важно для детей, приехавших в Россию из других стран, обучение в школе, в колонке для АСИ рассказывала координатор образовательного проекта для детей мигрантов Анастасия Ильина.
А своей историей поделилась Мадина, девушка из Таджикистана, переехавшая в Москву в 2019 году. Ее мама приехала в Россию раньше, а дочь позвала к себе только после девятого класса, чтобы здесь она поступила в колледж. В семье много говорили на русском языке еще на родине, а Мадина — современная девушка, готовая работать, учиться и очень любящая футбол (возможность развиваться в спорте стала еще одной причиной для переезда).
Но когда она оказалась в огромном российском мегаполисе, пришлось столкнуться со сложностями, тревогами и критикой. Она рассказала и об этом, и о дружбе и поддержке, которую встретила среди москвичей.
Это история в том числе о том, как важно давать приезжающим в страну людям шанс.
Первая в России сотрудница общепита с синдромом Дауна
Система сопровождаемого проживания и трудоустройства медленно, но все же продолжает развиваться в разных регионах России. При поддержке государства реализуются пилотные проекты, некоммерческие организации и активные родители создают условия для того, чтобы взрослые люди с ментальными нарушениями не были выброшены из социума.
Если 10 лет назад эти инициативы воспринимались как что-то экстраординарное: «Какое-то сопровождаемое проживание придумали! Нахватались где-то!», — то сейчас появляется все больше успешных кейсов и историй.
У Татьяны Самохиной из Красноярска синдром Дауна. Когда она была ребенком, ее не взяли ни в детский сад, ни в школу. Но благодаря проекту сопровождаемого трудоустройства уже взрослым человеком в 2020 году она вышла на работу в общепите и обязанности свои выполняет самостоятельно и хорошо. АСИ узнало, с какими сложностями она встретилась во время оформления, как справляется с работой и как изменилась ее жизнь, а еще как она отдыхает и о чем мечтает.
Теплое слово
Тема бездомности год от года не теряет своей актуальности. В России бездомных людей более двух миллионов. У многих из них нет документов, а соответственно и доступа к медицинским и социальным услугам. В результате, по данным исследования, люди, оказавшиеся на улице, в среднем живут на 19 лет меньше, чем остальные россияне. Пока идет обсуждение, что можно сделать, чтобы сократить смертность людей на улице, и планируется разработка порядка оказания медицинских услуг бездомным людям, первую помощь им оказывают благотворительные организации и волонтерские объединения.
Движение «Курский вокзал. Бездомные, дети» началось в морозном январе 2006 года с того, что неравнодушные жители Москвы просто пошли кормить горячей едой подростков, обитавших под железнодорожной платформой. И вот уже 19 лет волонтеры делают что могут, чтобы хоть немного облегчить жизнь тем, кому некуда идти.
Ольга Александровская рассказала, как из благополучной жизни пришла к помощи бездомным людям, как несколько раз уходила из волонтерства и почему снова возвращалась в небольшой вагончик, куда за стаканом чая и теплым словом приходят люди.
Четвероногий помощник
Две трети россиян знают о существовании собак-помощников, но только 11% участников опроса, проведенного в 2024 году, понимают, что собаки могут быть не только поводырями, но также способны помогать людям с различными заболеваниями. Специально обученные животные могут стать опорой для людей с диабетом, тяжелыми аллергиями, тревожными расстройствами, эпилепсией и другими диагнозами. Они предупредят о приближении приступа, помогут с ним справиться и просто эмоционально поддержат хозяина.
Теоретически участники исследования готовы видеть собак в кафе, транспорте и других общественных местах, но в реальности владельцы и волонтеры, занимающиеся воспитанием собак-помощников, часто сталкиваются с неприятием. И если сертифицированную собаку-поводыря, сопровождающую незрячего, защищает закон, то у собаки-помощника на данный момент никакого правового статуса нет. А большинству людей и вовсе непонятно, в чем ее необходимость.
Когда Екатерине Горячевой диагностировали диабет, было очень сложно и страшно. Тогда она тоже ничего не знала о собаках-помощниках. Случайно наткнулась на книгу, стала искать информацию, завела и обучила щенка и теперь сама помогает развивать новое для России направление. Девушка рассказала АСИ о чудесной встрече с Кодой и о переменах, которые произошли в ее жизни с появлением собаки-помощника.
Миниатюрная мама
Выпускникам детских домов непросто бывает самостоятельно устраивать свою взрослую жизнь. Тем более если есть какие-то особенности здоровья, создающие бытовые сложности и привлекающие любопытные взгляды. Но героиня этой истории показывает: надо двигаться вперед и идти к своим целям, не зацикливаясь на обидах и трудностях.
Рост Гульнары Хасановой — 118 сантиметров. Родители оставили ее в роддоме, узнав, что ребенок будет болеть. Гуле пришлось пройти через лечение и операции, сиротские учреждения, попытки восстановить отношения с семьей, непонимание окружающих. Сейчас на улице ее иногда принимают за маленькую девочку, хотя она сама давно уже мама. Первый ее ребенок тоже тяжело болел… Пережив утрату, женщина хоть и боялась, но родила еще двоих детей. Дочек она также учит жить полной жизнью и не бежать от сложностей.
Гульнара работает на двух работах, волонтерит и помогает в общественных организациях, ставших поддержкой для нее в нелегкие моменты жизни, продолжает двигаться к своим мечтам. О них и о том, как она научилась воспринимать трудности, рассказывает самая миниатюрная мама Миасса.
Бабушка-волонтер
Должны ли бабушки и дедушки проводить время с внуками или пенсия — время подумать о себе и своих интересах? Согласно данным социологического опроса, мнения жителей России разделились.
А Людмила Моро успевает всё: сделать домашние дела, пообщаться с внуками, провести творческие занятия для пожилых людей и участвовать в волонтерских акциях.
С детства она привыкла быть активной, никогда не умела проходить мимо, когда кому-то нужна помощь, всю жизнь работала, воспитывала детей, была занята. И выйдя на пенсию, сначала растерялась: что теперь делать? А потом узнала о волонтерстве, получила новую профессию — в общем, «все закрутилось». Она рассказала АСИ, что ей самой помогает преодолевать трудности и как находит время и силы на то, чтобы делиться с окружающими душевным теплом.
«Нельзя позволять себе останавливаться», — уверена серебряный волонтер. И мы с ней согласны.
Больше историй читайте по ссылке.