Новости
Новости
17.01.2025
16.01.2025
15.01.2025
18+
Статьи

Человекоцентричная медицина. Каких изменений добиваются авторы «протокола этичного сообщения диагноза»

По мнению экспертов, наибольшая часть конфликтов в медицинской сфере связаны с неумением врачей проявлять эмпатию.

Врач и пациент. Фото: Вадим Кантор / АСИ

В Воронежской области медицинских работников обучают навыкам этичного сообщения диагноза с неблагоприятным прогнозом. Проект в регионе начался по инициативе детского омбудсмена и сначала затрагивал лишь тему детского здоровья.

Теперь он расширяется: присоединяются подразделения государственной службы, некоммерческие организации, работающие в разных сферах, врачи. Зачем это нужно и как «протокол этичного сообщения диагноза» может улучшить качество медицинской помощи, разбирался корреспондент АСИ.

Быть пациенту опорой

Сейчас в регионе три тренера, которые работают с новой программой. Двое из них приглашены уполномоченным по правам ребенка в Воронежской области Ангелиной Севергиной благодаря своему разноплановому опыту: детский кардиолог Воронежской областной клинической больницы № 1 Елена Коросан и ее коллега Андрей Бердников, менеджер в системе здравоохранения. Еще один тренер проекта — Наталья Пульвер, заведующая отделением Воронежской городской клинической больницы скорой медицинской помощи № 10 и преподаватель в Воронежском государственном медицинском университете имени Н.Н. Бурденко.

«От того, как сообщить семье диагноз, зависит все, в том числе то, как сложится дальнейшая жизнь вашего пациента и его родственников. Сложные диагнозы и генетические аномалии очень сильно меняют жизнь людей: родители в этот момент не знают, куда бежать и что с этим делать. А врач может стать верным плечом, на которое можно опереться», — объясняет значимость проекта кардиолог Елена Коросан.

Она сама — основатель проекта «Кардио_дети_Клуб» и автор проектов для детей с врожденными сердечными патологиями. Ей не раз приходилось утешать родителей, ожидающих окончания непростых операций новорожденным младенцам. 

Елена Коросан и Ангелина Севергина (слева направо). Фото: Алиса Ермакова

«Мир стал таким, что слово — если не главный, то точно важный инструмент доктора. Мы им можем и вылечить, и ранить. И к сожалению, умение не ранить нужно активно прокачивать, а в российских медицинских вузах в программе отсутствует такой предмет, как медицинская коммуникация», — замечает Елена Коросан.

Профилактика профессионального выгорания

Протокол этичного сообщения диагноза — это определенный алгоритм, который способствует сокращению психического травмирования человека или семьи, столкнувшихся с непростым диагнозом у ребенка. На этапе сообщения диагноза очень важна коммуникация как внутри семьи, так и со специалистами разного профиля. А объединяющим звеном может стать именно врач.

Кардиолог Елена Коросан считает, что найти нужные слова, проявить сочувствие и не пожалеть рабочего времени на психологическую проработку ситуации — важные качества современного доктора. Он обязан подготовить пациента к плохой новости. Проект по внедрению протокола этичного сообщения диагноза стремится показать, что если врач будет бережен к чувствам и проблемам пациентов, то и ему самому не грозит стать черствым или циничным — что часто приписывают медикам, а также профессионально выгореть.

«Одна мама поделилась со мной личной историей: она врач, но новость о том, что у ее ребенка диагностировали ДЦП, который не был виден ни на одном УЗИ, ее шокировала. Она оказалась в ситуации неопределенности, опустила руки, не знала, что с этим делать. Но нашелся доктор, который ее поддержал, и это стало просветлением, надеждой — так она охарактеризовала. Вот настолько это важно для людей», — обращает внимание врач.

Елена Коросан. Фото: Алиса Ермакова

Часто именно женщины признаются в том, что после шокирующего диагноза их не стремились поддержать. В методических рекомендациях приводится такой комментарий одной из матерей: «Меня расстроило, что никто меня не поздравил, но ведь я стала матерью».

Как общаться в рамках протокола этичного сообщения диагноза

Региональных тренеров обучали в Москве, для них и для врачей, с которыми они работают, авторы программы предложили инструкцию, к которой можно обращаться при работе с непростыми случаями. К примеру, после проведенного разговора медику рекомендуют удостовериться, понятен ли пациенту (либо его родителям) диагноз, получил ли он полную информацию о предпринимаемых в дальнейшем шагах. Для этого просят задавать уточняющие вопросы, переспрашивать, закреплять результат повтором информации.

Так, можно сказать следующее: «Давайте с вами еще раз проговорим, каким будет ваш план действий в сложившейся ситуации».

«Плохие новости всегда неприятно слушать! Но мы ни в коем случае не должны давить на пациентов, избегать их, отмахиваться, а должны постараться сгладить последствия неприятного известия», — резюмирует Елена Коросан. 

Помимо задачи по информированию о том, что говорить и как, проект нацелен на систематизацию маршрутов помощи. Специалисты готовят методичку, в которой обобщат сведения о пациентских организациях.

Человекоцентричная медицина

С точки зрения врача в ситуации, когда время приема ограничено, пациентов в очереди немало и есть обязанности по ведению отчетности, резонно возникает вопрос: нужно ли ему обучаться и работать в новом подходе?

«Да, это колоссальная нагрузка, — признается Елена Коросан. — Если ты сопереживаешь, ты пропускаешь через себя. Поэтому в программу тренинга мы включили занятия по профилактике профессионального выгорания.

Дело в том, что если сам врач здоров, отдохнул, не заморочен какими-то задачами, то все получится. Но текущая нагрузка от этого никуда не уйдет — у нас ненормированный график, мы это выбрали сами. Но в данном случае речь идет о том, чтобы повернуть врача лицом и к своим проблемам тоже. При таком подходе придется больше отдавать, а значит, важно научиться заботиться и о себе». 

По мнению Натальи Пульвер, протокол этичного сообщения диагноза — ответ на изменения в системе здравоохранения, которые уже происходят. Оказание помощи становится человекоцентричным, и поэтому программа протокола масштабируется и на новые аудитории, и на диагнозы.

«Наибольшая часть конфликтов в медицинской сфере — и это официальная статистика — связаны с неумением проявлять эмпатию. Даже в самом деле сочувствуя, врач не всегда способен это показать, а потому что медицинской коммуникации, да и вообще общению с людьми, в институтах не учат, — объясняет Наталья Пульвер. — А считывается это порой как непрофессионализм или скрытая агрессия.

Наталья Пульвер. Фото: Алиса Ермакова

Этот вопрос в нашей отрасли не первый день существует, поэтому сейчас взят курс на человекоцентричность. Во главе угла и пациент, и врач. И это, на мой взгляд, не дополнительная работа, а нормальное жизнеустройство, ведь и медицинскому персоналу проще, когда ему доверяют и улыбаются».

О пользе обучения для врачей говорит и Ангелина Севергина, под эгидой которой программа по этичному сообщению диагноза внедряется в регионе.

«Протокол сообщения диагноза решает не только очевидную задачу: облегчить семье принятие заболевания, поддержать ее и со стороны медицинского учреждения, и со стороны психологической помощи и дальнейшей маршрутизации. Еще это очень важно и для врачей. Ведь для них это тоже непростой разговор, определенный психологический вызов.

Я надеюсь, что так мы поможем и семьям, и медикам сохранить себя, свои устойчивость и ресурс», — говорит уполномоченный по правам ребенка в Воронежской области.

Ангелина Севергина. Фото: Алиса Ермакова

Кроме того, Ангелина Севергина отметила, что сейчас полноправными участниками социальных изменений становятся некоммерческие организации. Они, по словам уполномоченного по правам ребенка, дают родителям «значимые опоры»: оказывают психологическую помощь, сопровождают в оформлении квот и пособий, развивают пациентские сообщества, где «родители уже друг другу становятся поддержкой».

Один из региональных фондов, который активно включился в программу обучения навыкам этичного сообщения диагноза с неблагоприятным прогнозом, — это благотворительный фонд помощи детям с редкими заболеваниями и семьям, попавшим в трудные жизненные ситуации, «Стеша». На эту деятельность организация первой в области получила грант.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике