В обсуждении приняли участие студенты, аспиранты, преподаватели, представители НКО и журналисты. Они попытались разобраться, чем студенты журфаков могут быть полезны НКО и что мотивирует их на сотрудничество, а также рассмотрели удачные учебные практики взаимодействия.
Лаборатория социальной журналистики
Надежда Горская, студентка факультета журналистики МГУ, рассказала, что познакомилась с работой НКО благодаря Лаборатории социальной журналистики под руководством преподавателя Александра Гатилина. В прошлом году в ходе лаборатории студенты съездили в экспедицию в Змеиногорск, город в Алтайском крае. Там они провели исследования для местной газеты «Змеиногорский вестник» и на их основе предложили проекты для развития регионального СМИ.
![](https://asi.org.ru/wp-content/uploads/2025/02/img_7208-1024x683.jpg)
Сейчас на базе лаборатории запущено медиаконсультирование для НКО, которое проводят студенты и магистранты под руководством преподавателя. Некоммерческие организации могут получить анализ уровня доступности, аналитику социальных сетей и рекомендации, какие инфоповоды подбирать для СМИ. Кроме того, студенты помогают НКО разработать медиастратегию.
«Пока что у нас несколько направлений — это правовая помощь заключенным, абилитация и реабилитация детей с РАС, социальное сиротство, волонтерство в психотерапевтических интернатах и сохранение культурного наследия», — отметила Надежда Горская.
День открытых дверей НКО в Хабаровске
Юлия Маркина, руководитель Высшей школы медиа, коммуникаций и сервиса Тихоокеанского государственного университета, поделилась кейсом, когда НКО, университет и бизнес объединились для организации Дня открытых дверей НКО. 25 некоммерческих организаций в течение одного дня рассказывали про себя бизнесу и посетителям торгового центра Хабаровска. В проекте было задействовано более 50 студентов. Они помогли НКО с позиционированием: написали пиар-тексты и пресс-релизы, разработали стратегии и фирменные стили.
![](https://asi.org.ru/wp-content/uploads/2025/02/img_7179-1024x683.jpg)
![](https://asi.org.ru/wp-content/uploads/2025/02/img_7264-1024x683.jpg)
В ходе Дня открытых дверей более 20 тысяч человек узнали, что такое НКО, а 11 компаний среднего бизнеса захотели финансово их поддержать. О событии вышло шесть видеорепортажей и более 34 публикаций в СМИ.
«На следующий год 78% тем выпускных квалификационных работ студенты связали с некоммерческим сектором», — рассказала Юлия Маркина.
Онлайн-практикум по социальной журналистике
Дарья Вржесинская, магистрантка факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, представила онлайн-практикум Агентства социальной информации и Лаборатории социальной журналистики. Его участниками смогут стать 20 студентов и начинающих журналистов из разных регионов.
Практикум пройдет в два потока, весной и осенью этого года, и будет состоять из мастер-классов журналистов и серии встреч с некоммерческими организациями. На этих встречах участники больше узнают о работе НКО разных направлений, разберут этические вопросы, научатся корректно и нешаблонно освещать социальные темы.
После начнется работа «в поле». Под кураторством журналистов начинающие авторы попробуют создать качественные материалы о работе некоммерческих организаций. Наиболее успешные работы будут опубликованы на сайте Агентства социальной информации.
![](https://asi.org.ru/wp-content/uploads/2025/02/2025-02-11-20.13.24-1024x768.jpg)
«Таким образом, НКО не только получат публикации о себе и проблеме, которой они занимаются, но и укрепят свою связь с молодым журналистским сообществом и смогут, так сказать, вырастить журналистов, которые разбираются в их тематике», — объяснила Дарья Вржесинская.
Фото: Николай Ларин
Авторы же смогут сделать материалы для своего портфолио, прокачать полезные навыки, получить опыт работы с НКО и опубликоваться в СМИ. И что немаловажно — понять, как работает журналистика решений и что значит, когда твоя работа на что-то влияет.
«Мы хотим, чтобы наш практикум дал студентам возможность и для свободного творчества, и для поиска новых форматов — как сегодня можно интересно рассказывать про НКО. Работа некоммерческих организаций — это непростой механизм, связанный с разными этическими вопросами. Важно не подходить к этому поверхностно. Поэтому мы приглашаем в этот практикум и сами НКО, которые работают с разными темами, чтобы вместе, в диалоге и доверии, разобраться во всех тонкостях», — рассказала Екатерина Васильева, главный редактор Агентства социальной информации.
«Не навреди»
Елена Темичева, директор по коммуникациям и стратегическому развитию Центра «Благосфера», отметила позитивные тенденции во взаимодействии СМИ и НКО. Однако все еще основными факторами вовлечения молодежи в НКО остаются энтузиазм и личная инициатива преподавателей, включение НКО в модули практики вузов страны и учебная деятельность студентов.
![](https://asi.org.ru/wp-content/uploads/2025/02/img_7186-1024x672.jpg)
На круглом столе также рассказали и про другие форматы взаимодействия студентов журналистских факультетов с НКО, например, когда студенты создают аудиогиды, документальные фильмы, помогают с реконструкциями костюмов и работают с архивами.
Преподаватели отметили, что нельзя допускать потребительского отношения к начинающим журналистам, но при этом и самим студентам важно проявлять уважение к работе НКО и следовать принципу «не навреди».