В интервью АСИ в 2020 году, на свой 70-летний юбилей, Наталья Данилина рассказала, что стояла у истоков Закона об особо охраняемых природных территориях, который и сегодня действует с многочисленными поправками. Именно Данилина настаивала на том, что в России должно появиться экологическое просвещение, а термин «экологический туризм» – стать известен каждому. Прочитать интервью можно здесь.
Совсем недавно «Заповедному посольству» исполнилось шесть лет, и результаты наших трудов видны уже сейчас. Просвещение и волонтерство на ООПТ стали нормой. И там, где этим занимаются грамотные команды, заповедные территории получают поддержку в регионах и на правительственном уровне. Их работу ценят и поддерживают местные жители.
Прекрасные примеры – национальные парки «Красноярские Столбы», «Кенозерский», «Смоленское Поозерье», «Угра», Хакасский заповедник, природный парк «Ергаки» и другие.
Отдельно отмечу важность развития корпоративного волонтерства на ООПТ, так как бизнес-компании могут оказать заповедным территориям особенно серьезную поддержку и руками вовлеченных волонтеров, и материальным вкладом. И здесь еще большое поле для экспертной деятельности нашего фонда в развитии этого направления.
Сейчас нам очень не хватает стратегии развития системы особо охраняемых природных территорий как на федеральном, так и на региональном уровнях, ее разработка ведется с 2020 года, но этот сложный документ никак не родится.
Также нет нормативных документов, которые обязывали бы определять статус природной территории с момента ее создания, чтобы в дальнейшем не приходилось сталкиваться с тем, что ООПТ не оправдывает ожиданий создателей и не может выполнять задачи, ради которых ее учреждали.
Сегодня ни в одном законодательном нормативном акте не закреплено обязательство развития на ООПТ именно познавательного туризма. Эта формулировка была исключена из закона в результате поправок, а термин «экологический туризм», который включает и познавательную составляющую, не был принят.
![](https://asi.org.ru/wp-content/uploads/2025/02/img_5836.jpeg)
Туризм на заповедных территориях должен быть познавательным, тогда он способствует выполнению основных целей ООПТ – сохранению природных комплексов, биоразнообразия, обеспечивая повышение экологической культуры общества. Не использовать просветительский потенциал охраняемых территорий для развития туризма – большая ошибка.
Фото: Владимир Соболев / Unsplash
Система охраняемых природных территорий должна восприниматься как особая природоохранная отрасль (к моей радости, эта позиция включена в обсуждаемый ныне проект Стратегии развития ООПТ). Ведь заповедные территории – мультифункциональные образования.
Они работают с молодежью, с детьми, развивают гражданские инициативы, поддерживают благополучие сельского населения и способствуют развитию экономики региона. Мультифункциональность ООПТ слабо учитывается при управлении, поскольку в обществе, в органах власти на сегодняшний день не сложилось понимания потенциала этих территорий.
Так, например, заповедные территории привлекают туристов, но на сегодняшний день не существует экономических расчетов, сколько туристов в регион приехали ради ООПТ и каков их экономический вклад. У руководства областей и краев эти данные, как правило, имеются, но роли ООПТ не уделяется отдельного внимания из-за того, что нет официальной методики оценки социально-экономического вклада ООПТ в развитие региона и страны в целом.
Но есть и подвижки. Новость о создании Фонда экологических и природоохранных проектов я, как и большинство людей, занимающихся охраной природы, встретила с радостью. Создание профильного фонда является показателем того, что государство начинает уделять и природоохранным НКО, и ООПТ особое внимание, и готово вкладывать в эту работу дополнительные средства, поддерживать активных людей в природоохранной сфере.
Поскольку многие годы я наблюдала за деятельностью Фонда президентских грантов в качестве эксперта, то заметила, как мало, в сравнении с другими направлениями деятельности, поступало на конкурс заявок от природоохранных организаций. Особенно таких, которые были бы прорывными, инновационными, значимыми и могли бы способствовать устойчивым позитивным изменениям. Полагаю, что новый фонд сможет стать влиятельной силой в этом направлении.
![](https://asi.org.ru/wp-content/uploads/2025/02/foto-nr-arhiv9-1024x683.webp)
Во многом на создание фонда повлияли экологические НКО. Активная позиция специалистов ООПТ тоже сыграла заметную роль. Надеюсь, что благодаря фонду у НКО, занимающихся природоохранными проектами, появится больше уверенности в том, что их деятельность нужна государству. Скорее всего, это сподвигнет их активнее взаимодействовать с новым фондом.
Мы считаем очень важным поддерживать проекты, направленные на развитие социального окружения заповедных территорий. Свыше миллиона человек живут в сфере влияния заповедников или национальных парков.
У фонда есть модельные проекты и опыт, как организовать взаимодействие местного населения с ООПТ с тем, чтобы заповедная территория могла лучше сохранить природные объекты, а местные жители – получить реальные возможности для полноценной жизни, доходы, перспективу жизни для себя и своих детей в этой местности. Подобные проекты связаны с экономическим значением работы ООПТ, эти модели позволяют соединить задачи экономики и сохранения природы. Немало и других идей и набросков.
Впереди у нас много проектов. Некоторые будут направлены на сохранение отдельных видов животных. В частности, сейчас мы реализуем небольшой проект, поддержанный Фондом президентских грантов, связанный с редкой арктической птицей – тупиком. Первые исследования, посвященные снижению численности тупика, показали, что есть связь и с климатическими изменениями, тем, что отходит граница льда, и с активизацией лова рыбы – основного корма этой птицы.
Это маленький пример, когда небольшой проект открывает большие горизонты для дальнейшего серьезного изучения и разработки практических мер, в частности, для Кандалакшского заповедника, чтобы обеспечить сохранение популяции этих птиц.
![](https://asi.org.ru/wp-content/uploads/2025/02/2004savonlinna-finland-1024x768.jpg)
В течение шести лет наш фонд ежегодно рос, увеличивалось число благотворительных проектов. Мы «обрастали» партнерами и друзьями. Создали первый в России экологический целевой капитал и учредили специализированный Фонд управления целевым капиталом «Заповедное посольство». Нарастили сообщество волонтеров – молодежи, которая была всегда опорой нашей организации, поскольку фонд вырос из экоцентра «Заповедники», у которого за плечами почти 30-летняя история и сотни реализованных проектов на ООПТ по всей России.
Этот опыт позволил нам, как фонду, начать работу по институциональному развитию сети некоммерческих организаций. Мы наладили работу по экстренной помощи работникам особо охраняемых природных территорий: программа фонда «Касса взаимопомощи» помогает сотрудникам и пенсионерам ООПТ в сложных жизненных ситуациях.
Работа с заповедниками – это дело моей жизни. А самое главное, оно позволяет мне быть в кругу невероятных людей, посвятивших свою жизнь сохранению природы, – талантливых, добрых, творческих, самоотверженных.
Я действительно имею возможность работать с уникальным коллективом. Поэтому встретить юбилей в кругу моих друзей и единомышленников – дорогого стоит.
Записала Дина Ивина