Новости
Новости
25.02.2025
24.02.2025
21.02.2025
18+
Статьи

«Русский жестовый язык необходим для понимания окружающего мира»

В Башкортостане жестовому языку учат не только детей с нарушениями слуха, но и их учителей и родителей.

Фото предоставлено отделением ВОГ по Республике Башкортостан

Отделение Всероссийского общества глухих (ВОГ) по Республике Башкортостан с августа 2024 года реализует в регионе проект «Право знать». Впервые в коррекционных интернатах для детей с нарушениями слуха ввели русский жестовый язык (РЖЯ). Специалисты НКО также обучают учителей и помогают родителям учащихся, ранее лишенных полноценного общения. О перспективах, которые открываются перед всеми участниками проекта, — в материале АСИ.

Чтение по губам

По данным отделения ВОГ по Республике Башкортостан, в России ежегодно лишь 20 глухих выпускников коррекционных школ сдают ЕГЭ и имеют возможность продолжить обучение в вузах. Остальные поступают в колледжи либо вообще не получают образование. Самые распространенные профессии среди людей с инвалидностью по слуху — комплектовщик, уборщица, упаковщик. В 2022–2023 годах из 250 молодых людей с нарушениями слуха, которым региональное отделение ВОГ помогло трудоустроиться, только 15 заняли квалифицированные должности токаря и фрезеровщика.

Как подчеркнули в организации, удручающая статистика обусловлена отсутствием доступа к русскому жестовому языку в детских садах и школах. Во многих из этих учебных заведений делается упор на чтение с губ и проговаривание слов. В результате такое образование не позволяет многим ученикам успешно осваивать дисциплины и интегрироваться в слышащее общество.

«Ребенок с нарушениями слуха должен уметь разговаривать на РЖЯ, — убеждена заместитель председателя регионального отделения ВОГ Нурия Салихова. — Читать по губам тоже надо, но многие слова имеют одинаковую артикуляцию. Мама — папа, каша — Даша: по губам как можно понять разницу? Как можно грамотно научиться писать без жестового языка?

Существует также серьезная проблема: из-за отсутствия коммуникации дети не могут усваивать школьную программу и вскоре получают диагноз “умственная отсталость”. Хотя на самом деле интеллект сохранный, просто им не предоставляют возможности для развития. РЖЯ необходим для понимания окружающего мира, способствует развитию личности».

Как отметила Салихова, жестовый язык — родной язык для глухих детей и важный инструмент для общения. Без него дети часто оказываются в ситуации, когда могут механически читать текст, но не понимать его смысла. Это приводит к отсутствию устойчивого словарного запаса и грамотности.

«Кому малыши могут задать свой миллион вопросов? Сами они не знают слов и речи, а учителя не знают русский жестовый язык. В республике в единственном коррекционном садике для глухих и слабослышащих детей вместо жестового языка применяют карточки. Вот и получается, что они из садика выходят и говорят всю жизнь отдельными словами: “Я велосипед катать”. Еще у каждой школы свой диалект. Бывает, что ребята из одной школы плохо понимают ребят из другой. А ведь есть единый русский жестовый язык, которому детей никто не учит. В том числе в семье, так как у 80% — слышащие родители», — рассказывает Нурия Салихова.

Она добавила, что введение занятий по РЖЯ в детских садах и школах — важный шаг, который может значительно улучшить качество обучения глухих и слабослышащих детей. Это не только вопрос качества образования, но и социальный проект — в дальнейшем он повлияет на успешность в жизни людей с инвалидностью по слуху.

Образование без границ

Региональное отделение ВОГ в Башкирии организовало бесплатные курсы повышения квалификации для учителей начальных классов коррекционных интернатов. Обучение впервые проходят 24 педагога со всей республики. В течение учебного года они должны освоить азы русского жестового языка, чтобы в дальнейшем применять его при обучении детей. Нурия Салихова надеется, что проект удастся.

«Пока нареканий нет, все ходят на занятия, выполняют домашние задания. Учителя получились хорошими учениками», — поделилась представитель ВОГ.

Проект «Право знать» включает подготовку выпускников к итоговым экзаменам по русскому языку с помощью квалифицированных переводчиков. Для учащихся снимают видеоуроки с объяснением материала на жестовом языке. Раз в месяц проводят литературную гостиную с разбором стихотворений по словам, чтобы лучше понять смысл текста. Дополнительно для учеников разработали познавательные занятия, цель которых — расширение кругозора.

«Мы также приступили к реализации нового проекта. В нем партнером выступает местное телевидение. Для слышащих малышей на детских каналах много интересных развивающих передач, а для глухих ничего нет. Будем делать серию образовательных видеопередач “Читаем с Грамотейкой”, посвященных произведениям детской русской литературы. Они будут на жестовом языке с титрами. Хотим повысить уровень грамотности и развить интерес к чтению. Передачи будут доступны в интернете для всех», — делится планами Нурия Салихова.

НКО старается вовлечь в проект не только учителей и учеников, но и родителей, которым русский жестовый язык может пригодиться для лучшего понимания потребностей детей. Для них организован клуб любителей РЖЯ. Инициатива возникла по их просьбе, ведь зачастую мамы и папы глухих детей сталкиваются с трудностями в общении.

«Есть случаи, когда родители приходят за помощью, когда ребенку уже исполнилось 18 лет, а они все еще не умеют общаться. Выпустившись из коррекционной школы, такие молодые люди часто остаются дома и не знают, как наладить контакт с окружающими. У них возникают ситуации, когда нужно объяснить свои чувства или переживания, но на бытовом уровне жестов не хватает для полноценного общения. Например, сложно рассказать о том, что кто-то вызывает симпатию или обижает, особенно если нет навыков письма», — говорит Нурия Салихова.

В будущем организаторы проекта намерены расширить его, вовлекая в обучение учителей других предметов. В обществе глухих подчеркивают необходимость создания системного подхода в обучении, который будет учитывать потребности детей и их языковую среду.

«Когда мы разговариваем с учителями, большинство признает, что РЖЯ нужен в школах. И сами школы уже понимают необходимость использования в работе жестового языка, но не знают, где и как обучить сотрудников хотя бы азам. Общество глухих пытается решить этот вопрос и на федеральном уровне, но все это делается небыстро. Мы надеемся, что постепенно, маленькими шагами добьемся цели и благодаря знаниям преподавателей русский жестовый язык постепенно станет неотъемлемой частью образовательной системы для глухих детей», — заключила Нурия Салихова.

Проект «Право знать» поддержан Фондом президентских грантов.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике