Вера Борт руководит местной организацией «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) Советского района Красноярска уже более 20 лет. Когда-то она пришла в организацию за помощью, а теперь сама ищет тех, кому может помочь. Женщина на собственном опыте знает о буднях, досуге, проблемах и мотивации людей с инвалидностью.
«Сидеть дома я не привыкла»
Вера Николаевна — коренная жительница Красноярского края, она родилась в селе Галанино Казачинского района, в многодетной семье. После учебы в финансовом техникуме уехала работать на север, в маленький поселок. Затем переехала в Хатангу, получила квартиру, вышла замуж. Спустя 11 лет жизни за полярным кругом тяжело заболела — грыжа позвоночника. Операция, инсульт, инвалидность II группы. С работы пришлось уволиться. На север возвращаться смысла не было, и Вера Борт с семьей переехала в Красноярск.
«Уходя с МСЭ, где мне установили инвалидность, я плакала. Не представляла, как теперь буду жить, — рассказывает Вера Николаевна. — Я ведь 20 лет на севере прожила, там было все: работа, друзья. А в Красноярске никого.
Первый год лежала в больнице четыре раза, ни о какой занятости не было и речи. Но просто так сидеть дома я не привыкла.
Нашла в телефонном справочнике общество инвалидов, позвонила и пришла. Решила, раз уж так вышло, надо быть со своими».
Вера Борт. Фото предоставлено местной организацией ВОИ

Это было в 1998 году. Вера Николаевна пришла в общество инвалидов в норковой шубе и норковой шапке. Чем очень удивила сотрудников — мол, так шикарно в Красноярске не одевался никто. А она как раз перед операцией купила шубу — очень хотелось. Тем более на севере это было не роскошью, а необходимостью.
Женщина вспоминает, что пришла не то чтобы за помощью — просто нужно было куда-то себя деть, дома сидеть не могла. Пришла и осталась. И конечно, никто тогда не думал, что в будущем это занятие может превратиться в работу. Просто Вера Николаевна помогала чем могла: ходила по домам, раздавала продуктовые наборы, собирала членские взносы, информировала, рассказывала о возможностях. И прикипела душой. Около семи лет работала на чистом энтузиазме — спасала пенсия по инвалидности, да дети помогали. Сейчас она удивляется, откуда брались силы?
Донорство и дежурство на горячей линии
Вера Николаевна признается, что много чего делает безвозмездно. С 18 лет и пока было можно она сдавала кровь.
«Помню, сдавала для больного мальчика. Нужна была I группа отрицательная, звоню, а это оказался родственник друга моего сына. После переливания его мама звонила и благодарила: “Ребенок после вашей крови так хорошо кушает макарошки”. Потом, к сожалению, этот мальчик ушел, у него был лейкоз.
Помню, как от меня делали прямое переливание беременной женщине. Я лежу на столе, а рядом, тоже на столе, беременная долганка (долганы считаются самым северным тюркоязычным народом мира; по данным переписи 2021 года, в России их 8157 человек. — Прим. АСИ). Вышла оттуда, и такое вдохновение меня накрыло, так хорошо стало на душе. Женщина эта благополучно родила мальчика, считаю, что это и мой сын тоже. Когда меня спрашивают, сколько крови я сдала, отвечаю, что, если всю собрать, получится большое ведро», — делится Вера Борт.
Когда началась пандемия COVID-19 и общество инвалидов пришлось временно закрыть, Вера Николаевна увидела объявление Краевого центра поддержки и развития общественных инициатив о том, что требуются волонтеры на телефон горячей линии. И, получив инструкции, с апреля по сентябрь отвечала на звонки, консультировала, помогала, направляла. Как она сама объясняет: опять же, чтобы дома не сидеть. Работа была в офисе, муж отвозил ее туда каждый день.
Трудоустройство людей с инвалидностью
Сейчас у Веры Николаевны работа, конечно, оплачиваемая. Председателем регионального отделения ВОИ ее впервые выбрали в 2004 году и продолжали выбирать 18 лет подряд. То, что она делает, в рамки обычных должностных обязанностей не умещается. Например, по собственной инициативе занимается трудоустройством людей с инвалидностью. Женщина не понаслышке знает, как выбивает из колеи потеря трудоспособности. Она буквально сама ищет тех, кому может помочь.
«Летом я была на ярмарке вакансий, вижу, идет мужчина с тросточкой. Говорю: “Подходите ко мне”. Он отвечает, мол, я не ваш клиент. Он только оформлял инвалидность. Но осенью все-таки пришел. А мне как раз позвонили из колледжа услуг и предпринимательства и попросили найти сварщика. А тут уже готовый сварщик. Теперь он будет участвовать в “Абилимпиксе” (международное некоммерческое движение, целью которого является развитие системы конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. — Прим. АСИ)», — делится Вера Борт.

Вера Николаевна с гордостью рассказывает о своих подопечных, причем не только про их работу, но и про социальную адаптацию. Например, девочка-бухгалтер, слабослышащая, со слуховыми аппаратами, семь лет сидела почти без зарплаты. А сейчас пошла работать в нефтегазовую компанию «РН-Ванкор», недавно квартиру купила в ипотеку. Михаил Дамов, 40-летний мужчина с I группой инвалидности, часто вспоминает, как Вера Николаевна предложила ему первую работу в рекламном агентстве. Михаил ее выполнил, вдохновился, получил высшее образование, защитил диссертацию и сейчас преподает в аэрокосмической академии. А до этого просто сидел дома.
Председатель местной организации ВОИ замечает, что главная сложность трудоустройства людей с инвалидностью в том, что им тяжело работать полный день.
«Я, например, когда дома работаю, периодически иду полежать. И работодатели не хотят брать ответственность, боятся, что такие работники станут обузой. Но это не так. Многие люди с инвалидностью очень хотят и могут работать. У меня вот сейчас есть парень без ноги, у него металлический протез. И его никто не берет на работу. А пенсия мизерная, у III группы инвалидности — от восьми до десяти тысяч рублей. Как на это вообще можно прожить?» — задается вопросом Вера Борт.
Социализация людей с инвалидностью и чудеса
Председатель местной организации ВОИ радуется, что среди людей с инвалидностью есть те, кто, несмотря ни на что, продолжают интересоваться жизнью: они активны, участвуют в мероприятиях, стремятся менять свою действительность. За последние восемь лет члены красноярского общества ВОИ создали пять семей. Женщина приводит в пример семью Саши и Зины.
Зина никогда не училась — с отставанием в развитии ее не взяли в школу. Однако Зина дееспособная, а еще очень умная и хорошо соображает. Саша недееспособный. Он жил с мамой, но та умерла. Вера Борт замечает: то, что Саша и Зина смогли создать семью, — просто счастье. Опекуном Саши стала его сестра, сейчас она присматривает за молодой семьей, но живут они отдельно.

«Это настоящее чудо и серьезная разгрузка для родителей инвалидов», — рассуждает Вера Борт о создании семей. Она замечает, что смерть родных, которые живут с человеком с инвалидностью и чрезмерно его опекают, — это очень серьезная проблема.
Вера Борт. Фото предоставлено местной организацией ВОИ
Вера Николаевна рассказывает о судьбе другого подопечного красноярского ВОИ, Владимира. У мужчины ДЦП, он жил с мамой. Мама всюду его возила, лечила, все за него делала, недавно она умерла. Владимиру 61 год, маме было за 90 лет. Ее сын остался совершенно один без навыков самообслуживания. Они с Верой Николаевной договорились, что теперь он будет звонить ей каждый вечер в 20:00 и сообщать, как у него дела. Владимир очень увлеченный человек, бегал на 100 метров, занимал первые места в своей категории. Сейчас играет в шашки и шахматы, увлекается фотографией. Но как бы ни было, считает Вера Борт, человеку нужен человек.
В настоящее время большую часть работы общества занимают грантовые проекты. В двух последних — «Наше особенное счастье» и «Истории преодоления» — участвовали члены местной ВОИ из всех районов Красноярска. Проекты настолько понравились всем, что в организации решили их повторять.
В прошлом году Веру Борт пригласили в Санкт-Петербург на проект КВН «СВОЯ лига ВОИ», где играют команды людей с инвалидностью. И уже в июне этого года в Красноярске планируют провести четвертьфинал КВН среди команд Сибирского федерального округа. Это будет 10-е, юбилейное мероприятие. В Красноярск приедут 80 участников из различных городов страны. Это лига особого статуса, которая дает возможность людям с инвалидностью проявить себя, выйти в социум, общаться, дружить и любить.