Спектакль был не совсем обычный, ведь главных героев играют участники мастерской благотворительного фонда поддержки людей с синдромом Дауна «Синдром любви».



Главной героиней сюжета была выбрана Мельпомена — богиня театра. Режиссер постановки и руководитель художественной мастерской фонда Николай Ильницкий рассказал, что команда искала материал про Мельпомену, но, ко всеобщему удивлению, не нашла ни одного написанного произведения о ней.
«Поэтому сюжет мы разрабатывали сами, по схеме Джозефа Кэмпбелла “путь героя”. У нас был всего месяц на подготовку. Поэтому мы взяли готовые номера из театральной мастерской, номера хора и барабанщиков и “сшили” все за пару репетиций на площадке», — поделился Ильницкий.

Не обошлось и без музыкально-театральных коллабораций. К театральной труппе присоединился Сергей Садов, широко известный как арбатский гитарист. «В спектакле звучал его авторский инструмент — садора. Когда все заработало и зазвучало, получилась настоящая магия и полноценное действие», — поделился Ильницкий.
Фото: Вадим Кантор / АСИ
Декорациями постановки стал зал с колоннами и белым мрамором на стенах, что придало спектаклю античный флер.
Сюжет спектакля реверсивен — он начинается с конца и движется к началу. В первой сцене зрители попадают в финальную сцену прощания рапсода Иона со своей возлюбленной Мельпоменой.
«В этой истории скомпилированы различные произведения, знаковые для истории мирового театра. Но вообще это сказание про путь художника, оно абсолютно универсально для всех зрителей. Происхождение жанра “мистерия” до сих пор вызывает споры у исследователей.


Но в нашем случае это история о единственной музе — Мельпомене, которой удалось встать в пантеон богов Древней Греции», — рассказывает режиссер спектакля.
В зале артистов поддерживали зрители, их близкие и педагоги. По словам организаторов спектакля, особую атмосферу создавали родители участников, чьи глаза светились гордостью и волнением, когда их дети выходили на сцену музея.
«Без малого 10 лет Пушкинский музей активно стремится говорить на одном языке с людьми с разным опытом. Случившееся событие являет пример настоящей инклюзии, когда в апсиде Белого зала, где играл Святослав Рихтер, где безмолвные Мадонны с шедевров старых мастеров взирали на бесчисленных зрителей, в этот день собрались настолько разные артисты. Их объединяет профессионализм, любовь к искусству и желание дарить другим радость», — заявил Алексей Дебабов, начальник отдела междисциплинарных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина.


Дети с синдромом Дауна играют все главные роли на сцене — Ромео, Джульетту, Гектора, Ахилла, рапсода Иона и, конечно же, саму Мельпомену. А также участвуют в массовых сценах.
Невидимая зрителю работа за кулисами была очень бурной. По словам Ильницкого, репетиции были насыщенными и трудоемкими. Не обходилось и без трудностей, но все они были в рамках рабочего процесса. Главное, считает Николай, что все артисты стойко выдержали трудности и четырехчасовые репетиции, а в музее показали образцовое поведение.

Художественная мастерская существует при фонде «Синдром любви» более 10 лет. За это время артисты выступили на ведущих площадках Москвы, включая Российскую детскую государственную библиотеку, МШУ «Сколково» и Красную площадь в рамках фестиваля «Читай-фест».
ГМИИ им. А.С. Пушкина последовательно реализует стратегию создания инклюзивной среды в рамках программы «Доступный музей», адаптируя свои экспозиции и мероприятия для посетителей с различными возможностями, что делает музей дружелюбным пространством для междисциплинарных проектов.
Мероприятие было поддержано фондом «Абсолют-Помощь».