Школа «Танцующий дом» — один из самых больших инклюзивных коллективов в России. Главная идея его педагогов — в творчестве нет диагнозов, и каждый артист с особенностями может заниматься любимым делом. За 20 лет «Танцующий дом» подготовил десятки номеров, многие из которых принесли коллективу награды на российских и международных конкурсах. Несколько самых сложных и ярких танцев школы созданы при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
До начала концерта час: «Нервничаете?» — «Зачем?» Педагоги, координаторы, родители, артисты — все спокойны.
А на мастер-классах, которые проходят перед танцевальным шоу в фойе, сложно понять, кто сегодня пришел как зритель, а кому скоро на сцену.






Четырнадцатилетняя Ева всюду подходит, везде ей интересно, все хочется попробовать — рисовать, делать мультфильм, составлять букет. «За этого человека можно не переживать, она всегда найдет, чем заняться, — смеется мама Елена. — И на сцене она — в своей стихии, лет с пяти. Правда, на такой большой — впервые».
Семья переехала в Москву из Сочи. Там девочка с синдромом Дауна с раннего детства занималась в маленьком — всего шесть человек — танцевальном кружке. «Первое, что сделали по приезду, пришли в ”Танцующий дом”. Мы были их поклонниками, следили, болели за них на крупных конкурсах, — рассказывает Елена. — Год понадобился дочери, чтобы адаптироваться, привыкнуть к новым людям, требованиям, хореографии. И вот сегодня она наконец выходит на сцену — поэтому у нас праздник!»


«Вчера мы репетировали с половины девятого утра до девяти вечера, было жестко, атмосфера была нервной, — признается Сергей Фурсов, руководитель ”Танцующего дома”. — Сегодня мы тоже весь день здесь, но все уже усвоили свои ошибки, репетиция прошла практически на одном дыхании».
«Мы уже лет 10 проводим ежегодные большие концерты, ребята-артисты готовы к таким испытаниям. Это событие, которого мы ждем целый год, и всем сегодня должно быть радостно. Поэтому никто не нервничает и все улыбаются. Но на сцене будут серьезнее».
«Танцующий дом» — это около 220 детей и молодых взрослых с синдромом Дауна, аутизмом и другими ментальными особенностями. Воспитанники школы занимаются танцами разных направлений и стилей: классикой, эстрадным танцем, хип-хопом. Все посещают группы развития, где осваивают танцевальную базу и отрабатывают технику. А те, кто готов выходить на сцену и выступать, составляют ансамбли. На ежегодный большой концерт собрались все, но кто-то будет танцевать в свете софитов, а кто-то поддерживать из зала аплодисментами или даже подтанцовкой — бывает сложно усидеть на месте.


«Сергей Фурсов всегда говорит, что инклюзивный ансамбль должен вызывать не жалость — ”ой, бедненькие деточки”, а уважение к тем, кто, несмотря на свои особенности, профессионально и не хуже нейротипичных людей делает свое дело, — говорит Евгения Которова, мама одной из участниц. — Это очень классный принцип. И да, хотя приходится некоторым артистам подсказывать: ”Руку туда, ногу сюда, закрывай рот, спрячь язык”, планка все равно очень высокая».
У дочери Евгении Аси расстройство аутистического спектра, которое проявляется незначительно. Но она пришла в «Танцующий дом», потому что в других кружках ей было сложно. Сейчас она уже с легкостью участвует в выступлениях у себя в школе и могла бы перейти в какую-то неинклюзивную студию, только не хочет — здесь у нее комьюнити, в котором ей хорошо. Хотя бывает и тяжело — об этом Ася сама рассказывает со сцены во время концерта:
«Приходится трудиться. Иногда даже просто выйти из дома и поехать на занятия трудно. Но я заставляю себя, потому что мне нравится танцевать. Заходишь в зал — и силы сразу появляются. Когда что-то преодолеваешь, появляется повод уважать себя и гордиться. Уходят страхи и сомнения. В танцах мы меняемся. Мы становимся лучше и вместе создаем что-то прекрасное. Нас не останавливают сложные задачи. Так мы растем и развиваемся».


«Танцующий дом» развивается и творит вместе с другими артистами и коллективами — как инклюзивными, так и нет. Участие в концерте приняли Макс Кобзов, Евгения Короткевич, Владимир Брилев, Диана Гурцкая и солисты Центра социальной интеграции, коллектив молодежи с нарушениями слуха «Ангелы надежды» и другие.


Детский образцовый хореографический ансамбль «Сирин» давно дружит, сотрудничает и подготовил уже не одно выступление вместе с танцорами из школы инклюзивного творчества.
«Когда первый раз пришлось делать совместный номер, я думал, будут проблемы, — рассказывает Дима, участник ансамбля ”Сирин”. — Появилось много таких детей, и мне сначала было неудобно среди них. А сейчас очень хорошо. Они очень милые. Выполняют свою работу, и мы тоже». «Это добрые и хорошие дети, — соглашается Лиза. — Почти всегда слушают, что им говорят, и делают. Мы с ними обнимаемся и можем иногда чуть-чуть поболтать».

«Между детьми точно никаких преград нет, это скорее у взрослых встречается, — рассуждает Елена, мама участницы ансамбля ”Сирин”. — Я считаю, что это очень классный опыт, который в жизни еще пригодится. Вокруг много детей и взрослых с особенностями, и часто остальные проходят мимо. А наши дети будут относиться спокойно, лояльно и будут помогать».


О том, как важно принятие и понимание для семьи, в которой появляется ребенок с особенностями, и какую опору им дал «Танцующий дом», говорят родители участников инклюзивного коллектива со сцены.
«Танец подарил надежду на обычную жизнь, — вспоминает, как первый раз увидела выступление с участием детей с синдромом Дауна, Лариса Люляева. — Это ведь все, о чем мы мечтаем: просто жить, чтобы рядом были добрые и понимающие люди, а дети нашли занятие и были счастливы».
«”Танцующий дом” — это место силы, где наши дети чувствуют себя важными, ценными, нужными и любимыми не только родителями, — говорит Эльвира Астапова. — Когда рождается особенный малыш, мир рушится, надо строить что-то новое и нужен какой-то фундамент. Этот фундамент — вера в твоего ребенка».
Когда Сергей Фурсов еще студентом впервые пришел в коррекционную школу и поставил свой первый танец — дуэт «Ветер Парижа» с партнершей с синдромом Дауна, он и не предполагал, что это станет делом его жизни. Сейчас вокруг него собираются такие же увлеченные специалисты. «Кадры у нас в команде уникальные, — подчеркивает он. — Наши педагоги, с одной стороны, должны быть психологами-дефектологами и знать особенности ребят, а с другой — они должны быть творческими людьми».
Фото: Вадим Кантор / АСИ

«Танцующий дом» вокруг себя собирает таких же заинтересованных, открытых и совершенно разных волонтеров.
«Мы периодически проводим мастер-классы для участников коллектива, учим делать букеты, общаемся, — рассказывает Мария из творческого содружества флористов ”Тепло сердец”. — А как-то мы сами участвовали в профессиональном конкурсе, и ребята пришли нас поддержать: они устроили танцевальный флешмоб, а когда я представляла нашу работу, один из них играл на пианино. Мы заняли третье место в конкурсе, но, я считаю, мы выиграли больше — дружбу».
Около 10 лет назад флористы также с мастер-классами ездили в один из подмосковных детских домов. «А сегодня у нас на мастер-классе подошел волонтер помочь. Сказал, что когда-то немного занимался флористикой, — рассказывает Мария. — Оказалось, он воспитанник того детского дома, и мы с ним там встречались. Теперь мальчик вырос, ему 20 лет, он учится в колледже и тоже дружит с ”Танцующим домом”. Вот так бывает, и все не зря».



Кирпичиками в фундаменте взаимопонимания, принятия и поддержки могут быть самые простые дела: творчество, общение и помощь в каком-то несложном действии. «Мы очень открытая организация, — говорит Сергей Фурсов. — Ждем всех: кто готов помогать на занятиях, сопровождать детей, проводить мастер-классы, делать фото- и видеосъемку. Все, кому тема интересна, могут найти себя здесь».















Фото: Вадим Кантор / АСИ