Новости
Новости
29.04.2025
28.04.2025
25.04.2025
18+
Статьи

Соцпредпринимательство в Великом Новгороде: четыре истории о ТСР, инклюзивном образовании и березах

В реестре социальных предпринимателей Новгородской области на апрель 2025 года 139 записей.

Фото: Евгения Федорова / АСИ

По статистике регионального Центра инноваций социальной сферы, большинство социальных предприятий Новгорода — учреждения дополнительного образования. Какая в них особенность и какие еще социальные предприниматели работают в регионе, АСИ узнало во время пресс-тура, организованного благотворительным фондом «Наше будущее»

Как школа может быть славной

На белой стене школьного коридора висят правила общешкольного совета: «Нет жестоким играм. Не шипеть, не царапаться, а сказать словами. Пятница — масленица!» Это одно из совместных решений учеников, учителей, тьюторов и других сотрудников «Славной школы» в Великом Новгороде. Такие советы там проводят каждый понедельник, чтобы все могли предложить свои идеи того, что можно улучшить, добавить или убрать из жизни школы. 

«Славная школа» — образовательный центр, где учат с нулевого, то есть подготовительного, по четвертый класс. Каждый предмет ведет отдельный педагог, в классах работает тьютор, чтобы помогать детям с учебой и следить за их эмоциональным состоянием. А еще в школе есть ресурсный класс, где учатся дети с синдромом Дауна. 

«Славная школа» открылась год назад, тогда сыну Юлии НиколаевойЛуке — исполнялось восемь лет. У него синдром Дауна. Его рождение сначала сподвигло Юлию создать некоммерческую организацию, которая бы поддерживала семьи с такими детьми. Ее назвали «Дом солнца». 

А когда пришла пора готовиться к школе, нужно было думать, как это организовать. Сначала, вспоминает Юлия Николаева, были планы открыть в Новгороде ресурсный класс в обычной общеобразовательной школе. Но ожидания и взгляды родителей и представителей образования не совпали.

Обучение в ресурсном классе «Славной школы» бесплатное благодаря спонсорской и грантовой поддержке. На класс в пять человек работают пять сотрудников: учитель, два тьютора, куратор поведенческих программ и супервизор. Больше пяти учеников «Славная школа» пока взять не может, и это не только вопрос финансов. По словам Юлии Николаевой, так они придерживаются принципа инклюзии, по которому на 10 нормотипичных людей должен быть один человек с особенностями.

Юлия Николаева. Фото: Евгения Федорова / АСИ

Благодаря в том числе работе «Дома солнца» будущее совместное обучение детей с синдромом Дауна и нормотипичных детей не вызывало страхов и сомнений у родителей последних. 

«Люди уже привыкли, что дети с синдромом Дауна не опасны, они могут ходить в детские сады, могут общаться, дружить и должны быть социализированы. Перед поступлением в первый класс они прошли подготовку, целый год учились учебному поведению, формировали социальные навыки, и вообще это дети, которые выросли в инклюзии», — рассказывает Юлия. 

Уже в первый год работы АНО «Дом солнца» запустила проект ранней помощи семьям, после в области ввели протокол сообщения о диагнозе. Это помогает семьям остаться в ресурсе, с самого рождения принять ребенка и заниматься его развитием. Проект подготовки к школе реализовали при поддержке Фонда президентских грантов и фонда «Вклад в будущее». На занятиях детей учили и простым навыкам, помогающим в социализации, и академическим — счету, письму. 

По мнению Юлии Николаевой, чем раньше разные дети начнут взаимодействовать друг с другом, тем естественнее все будут это воспринимать. Первое время у учеников «Славной школы» возникали вопросы, например, почему тот ребенок не разговаривает, а этот — щипается. 

«Мы не запрещаем нашим нормотипичным детям задавать самые разные вопросы, даже неуместные, даже грубые, — как смогли сформулировать вопрос, так и задали. Не ругаем, а стараемся вернуть к тому, чему здесь учим: мы все разные, ты другой и ребенок из ресурсного класса тоже другой», — поясняет Юлия.

Детям объясняют, что такое синдром Дауна, как взаимодействовать с такими детьми, учат как поддерживать, если ребенку этого хочется, так и отказываться от взаимодействия. Сейчас дети из ресурсного и нулевого классов общаются, дружат, приглашают друг друга на дни рождения. 

Такое взаимодействие, уверена Юлия, позволяет нормотипичным детям учиться действовать в нестандартных ситуациях, поддерживать и принимать разных людей, быть терпимее. 

«Для нас инклюзивное образование заключается в том, чтобы всем его участникам было комфортно — и нормотипичным детям, и детям с синдромом Дауна, и учителям, и родителям. Все должны быть удовлетворены», — подчеркивает Юлия. 

Где производят технические средства реабилитации

На территории промышленного технопарка «Трансвит» в Великом Новгороде можно увидеть весь процесс производства технических средств реабилитации: от обработки металла до сборки готовых изделий. Именно здесь компания «Актив» производит вертикализаторы, кресла-коляски, санитарные кресла-стулья и другое оборудование, которое помогает детям и взрослым с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Основатели компании — врачи-педиатры Геннадий Феськов и Анна Литус. Сегодня «Актив» — холдинг, в который, помимо производства, входят Центр медицинских технологий и реабилитации, благотворительный фонд «Ресурс» и частное образовательное учреждение высшего образования «Социально-медицинская академия реабилитационных технологий». Общая цель проекта, по словам Геннадия, — развитие системы высокоэффективной реабилитации в России.

Путь к собственному производству начался с практики. Анна, работая в Институте раннего вмешательства, наладила поставки реабилитационного оборудования из Дании и Швеции. В это время Геннадий, совмещая работу заведующим детской поликлиникой с учебой в институте экономики и финансов, подключился к делу. Совместными усилиями им удалось наладить импорт технических средств реабилитации, запустить образовательные программы в этой сфере и способствовать системному развитию направления реабилитации в России.

«Но все меняется, и экономика тоже. В 2014 году после скачка рубля встал вопрос, как снижать себестоимость [импортных средств], и мы задумались о собственном производстве. Сначала производили по чуть-чуть. А потом я поставил задачу: сделать аналог датской техники», — вспоминает Геннадий.

Спустя несколько месяцев упорной работы (Геннадий сам неоднократно задерживался на производстве допоздна) появились первые результаты — компания начала выпуск собственных моделей ТСР. Помогли, считают в «Активе», целеустремленность, опыт сотрудничества с зарубежными специалистами, а также обучение в ряде иностранных образовательных учреждений, в частности в Шведском институте по вопросам инвалидности.

Геннадий Феськов. Фото: Евгения Федорова / АСИ

При этом новые ТСР стали не просто аналогами зарубежных решений, а усовершенствованными версиями, доработанными создателями компании на основе их клинического опыта в реабилитации. Так в «Активе» стараются учитывать реальные потребности пользователей и внедрять более удобные решения, влияющие на восстановление и поддержку качества жизни.

Сегодня «Актив» выпускает от 180 до 200 единиц продукции в месяц. Эти изделия включены в перечень критической продукции медицинской промышленности. А еще они подходят не только детям с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата, но и взрослым.

Средства реабилитации компании активно применяются и в программах для детей из группы риска — если ребенок, например, не держит голову, не переворачивается или не сидит в положенные сроки. В компании отмечают случаи, когда после прохождения нескольких курсов реабилитации у детей наблюдалось достижение возрастных норм развития.

Зачем нам мифы о березах

На берестяном ободке рисунки Онфима, цитаты Чехова, Пушкина, Есенина и подсолнухи — это дизайн коллекций малых и больших кружек, которые выпускает компания «Берёста». Посуда выполнена из фарфора и бересты: есть кружки, вазы, пиалы. Фарфоровые предметы производит Дулевский фарфоровый завод в Подмосковье, а бересту готовят в Новгородской области.   

Наталия Дронова. Фото: Евгения Федорова / АСИ

Наталия Дронова, основательница проекта, хочет, чтобы предметы из бересты были желанны в каждом современном доме. 

Проект «Берёста» начался в 2017 году как курсовая работа студентки Британской высшей школы дизайна Марины Турлай, которой нужно было создать «красивый продукт из российских материалов». Выбор пал на бересту, по мнению Наталии, вполне достойную для современного осмысления наряду с традиционными матрешками и балалайками. 

На первом этапе проект работал благодаря краудфандингу, через два года он вырос в предприятие, а еще через два — в 2021 году — получил статус социального.

Берестянщики, которым он дает работу, как и в прежние времена, большого внимания от государства не получают, замечает Наталия. Тем не менее промысел в регионах сохранялся, что и привело авторов проекта в Великий Новгород — регион берестяных грамот, где этот материал любят и помнят. Помимо работы, местные мастера в проекте хотят поддерживать корпоративную социальную ответственность бизнеса и через свои изделия связывать лесную промышленность с берестяным промыслом. 

Вскоре у Наталии появилась идея увековечить на этом материале цитаты великих русских писателей и классиков. Так получилась литературная коллекция изделий «Берестяные письма в будущее», на которых звучат Достоевский, Лермонтов, Толстой, Чехов, Пушкин, Есенин и Шукшин. Из идеи вырос целый двухэтапный проект, поддержанный Президентским фондом культурных инициатив и музеями-заповедниками. 

Изначально получившуюся коллекцию хотели просто сфотографировать в интерьерах музеев-заповедников. Но вдруг оказалось, что там хранится огромный материал об отношении писателей к березам, и из этих поездок получился цикл документальных фильмов, который назвали «Мифы о березах». Помимо историй о жизни и творчестве писателей. команда «Берёсты» создала два фильма о берестяном промысле и традициях русского чаепития.  

В фильме «Берестяной промысел. XXI век» слово дают лесозаготовителям, берестянщикам, работникам культуры — людям, которым небезразличен этот материал. Так, мастер по традиционной обработке бересты Алексей Высоченков, сейчас работающий в «Берёсте», вспоминает: как-то раз увидел в сувенирном магазинчике на Никольской улице в Москве лапти и спросил, не нужны ли им еще такие — он мог сделать.

Директор магазина ответил: раз можешь, делай 500 пар. Столько материала в Москве у Алексея не было, думал было ехать домой в Новгородскую область, а тут в столице прошел ураган — и повалило много берез. Так он получил заработок, на тот момент значительно превосходящий его зарплату. 

А еще в фильме можно узнать, какие предметы делали из бересты крестьяне, как традиции помогают изготовить лодку для экспедиций в Белое море и почему заготовка этого материала не вредит березам. Все фильмы цикла «Мифы о березах» находятся в открытом доступе

Кроме культурных истоков, компания «Берёста» обращает внимание на практичность: кружку, обернутую в бересту, можно взять горячей и не обжечься. А еще этот материал обладает антибактерицидными свойствами, не пропускает воду, не гниет и приятен тактильно.  

Как лепка помогает заговорить 

В центре «Лепим мир» заканчивается смена: дети слушают рассказ о традициях русского народа и угадывают по звуку, играет ли трещотка или ложки. А потом разыгрывают сказку о старике и журавле, спрятавшись за ширмой. В центре занимаются больше 50 детей в возрасте от двух лет с ограниченными возможностями здоровья и без: лепят из глины, посещают логопеда, арт-терапевта, психолога. 

Евгения Никонорова. Фото: Евгения Федорова / АСИ

Основательница центра Евгения Никонорова всегда хотела работать с детьми. Ее мама была музыкальным руководителем в детском саду, и Евгения там проводила много времени. С детства ей казалось, что быть воспитателем для детей — лучшая работа для женщины. Но по воле родителей она сначала закончила экономический.

После учебы цифры так и не полюбила, поэтому поступила в педагогический, а оттуда — на работу в детский сад. Там ей предложили отучиться еще и на логопеда. А потом личная история связала Евгению с творчеством: ее старшая дочь перенесла тяжелое заболевание, и во время лечения они вместе попробовали арт-терапию. Этот опыт, по ее словам, дал ей понять, что помощь нужна разным детям, и она открыла собственный логопедический кабинет. Ее идеи стали откликаться педагогам, и все сошлось в центре «Лепим мир», который открылся в Великом Новгороде в 2023 году. 

Там запускают речь у неговорящих детей, корректируют звукопроизношение, учат чтению, помогают детям с дисграфией и дислексией. К логопедической поддержке добавляется арт-терапия, лепка и глинотерапия. Занятия перекликаются, и это помогает достичь лучших результатов. 

Как-то раз, вспоминает Евгения, в центр ставить несколько звуков и учиться чтению ходил мальчик с СДВ — синдромом дефицита внимания.

Родители пытались направить его энергию то на футбол, то на борьбу, а внимание ему все равно было трудно удерживать. В центре предложили заняться лепкой, и к концу года занятий у него выровнялось поведение, улучшились внимание и фантазия. А еще лепка помогла развитию моторики, и теперь он приносит из школы домой идеальные тетрадки и пишет лучше одноклассниц. 

Моторика, продолжает Евгения, очень важна и для развития речи. На занятиях используют самую обычную глину. Из нее может получиться посуда или фигурки, которые потом запекают в печи (муфельную печь и интерактивную доску центр приобрел благодаря победе в конкурсе «Вектор добра» от фонда «Наше будущее»). А может — что-то абстрактное в ходе глинотерапии. На таких занятиях педагог дает направление в том, что нужно лепить, и дети придумывают что-то сами. А могут просто мять или резать глину, чтобы справиться с эмоциями. 

На занятиях лепкой в центре «Лепим мир» собирают группы из нормотипичных детей и детей с ОВЗ. Последним такие занятия помогают еще и в социализации. Но это не единственная инклюзивная составляющая центра.  

Рассказ о традициях народов и сказка в театре теней, упомянутые в начале, — часть инклюзивного проекта центра «Традиции и культура народов России в театре теней и лепке». Это просветительский проект, где детей знакомят с культурой разных народов страны, а еще формируют толерантное отношение как к детям с ОВЗ, так и к людям разных национальностей. 

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике