Гиперопека — частый спутник семей, где растут дети с инвалидностью. Из лучших побуждений родители берут на себя все бытовые заботы, мешая ребенку стать самостоятельным и не задумываясь о том, что его ждет после их смерти. Чтобы решить эту проблему, в волгоградском фонде с 30-летней историей «Дети в беде» создали проект «Домашний очаг»: обустроили в городе квартиру, где молодые люди с ментальной инвалидностью учатся жить отдельно от родителей. Ухаживать за собой, ездить в транспорте, ходить в магазин, дружить с соседями.
Учиться самостоятельности
«У одной девочки умерла мама, с отцом они не жили. Даша одна осталась в трехкомнатной квартире, на коляске. Квартира досталась ее дяде, который постоянно пил. К нам обратились соседи и сказали, что девочка ползает по подъезду и плачет», — рассказывает АСИ президент фонда «Дети в беде» Галина Морозова.
Дашу забрали в квартиру сопровождаемого проживания, которая недавно появилась в Волгограде. Ее дядя был не против. Педагоги-психологи и другие жильцы — молодые взрослые от 18 до 35 лет с разными видами инвалидности — помогали ей одеваться и есть.
Постепенно девочка научилась рисовать, готовить, помогать по хозяйству. Наконец начала улыбаться. До этого никто даже не знал, что она может двигать руками.
«Еще есть Света. Она уникум, очень самостоятельная девочка и никогда не сидит дома. Часть пенсии она отдает родителям на питание, а на другую — покупает книги. Мечтает о семье. Есть мальчик Богдан, который все время танцует, а Ангелина вяжет и любит готовить сложные блюда — салаты, запеканки и пироги. В общем, у нас весело. И многие не представляют себя без этого проекта», — перечисляет руководитель фонда.
Сейчас в четырехкомнатной квартире сопровождаемого проживания живут шесть человек — это молодые люди с аутизмом и синдромом Дауна. Еще 10 человек приходят туда только днем на занятия. Вместе они учатся жить отдельно от родителей, быть взрослыми и самостоятельными: планировать свое время, общаться друг с другом и соседями, готовить, убираться, оплачивать жилищно-коммунальные услуги и ездить на общественном транспорте.

Утром молодые люди встают и делают в парке зарядку, завтракают и самостоятельно на автобусе едут в центры социальной и трудовой реабилитации «Теплый дом». Их у фонда «Дети в беде» четыре — они расположены в разных частях города и Волгоградской области.
Фото: Sidorenko / Unsplash
Раньше участники проекта и сами проходили там реабилитацию, а теперь стали наставниками для новеньких. Вечером они возвращаются домой, готовят ужин и учатся чему-то новому: например, в четверг они приглашают гостей, в воскресенье идут в театр, кино или на футбол.
Жить отдельно от родителей
Проект «Домашний очаг» фонд начал в 2018 году после получения президентского гранта. Сотрудники центра «Теплый дом» заметили, как сложно родителям отпустить свое чадо жить отдельно, даже если ребенок уже чему-то научился. Его жалели, чрезмерно заботились, ограждали от всех проблем и думали, что один он не справится. Дети не могли повзрослеть, ничего не умели: ни сесть в маршрутку, ни заплатить в магазине или за квартиру.
«Мамы часто говорили: “Я не смогу без него жить”. И при этом не думали, как их ребенок будет жить после их смерти. Практически ни у кого из ребят нет родственников, которые бы хотели о них заботиться в будущем. А самостоятельно они бы жить не смогли. Значит, их бы ждал интернат. Это плохая судьба», — замечает Галина Морозова.
Поэтому сначала в квартиру ребенка заселяли вместе с родителями. Вместе они посещали психологические тренинги и работали над сепарацией. Когда все были готовы, ребенок говорил: «Мам, пожалуйста, уйди» — и оставался жить отдельно от родителей.
О том, как важны соседи и чудеса
Квартиру сопровождаемого проживания для людей с инвалидностью фонд «Дети в беде» хотел открыть уже давно. У них уже было два коттеджа, где проходило подобное обучение. Но там не было соседей и доступной среды, которая важна для людей, передвигающихся на креслах-колясках. Сотрудники пытались снять квартиру в аренду, но столкнулись с вопиющим безобразием: никто не хотел ее сдавать.
«Риелторы говорили, что хозяева никогда не это не пойдут. Хозяева говорили, что соседи никогда не согласятся. С животными можно, с пьяницами и наркоманами можно, а с инвалидами нельзя? Мы приглашали их в коттеджи, показывали им идеальный порядок. Нет, категорически нет», — сетует президент фонда.
С этим сотрудники боролись пять лет, пока не выиграли президентский грант. Средства выделили на ремонт бывшего помещения банка, с которым ранее была договоренность. Однако выяснилось, что помещение все же не готовы предоставить под квартиру сопровождаемого проживания. Сотрудники оказались в безвыходной ситуации, но случилось чудо.
Спонсоры фонда помогли купить четырехкомнатную квартиру, которая раньше была коммуналкой, — в старом доме с длинной лоджией и доступной средой. Рядом с домом парк. В доме — видеонаблюдение и противопожарная система. Но самое главное — соседи.
Фото: Evenson Calder / Unsplash

Кураторы гранта пошли фонду навстречу, потому что ремонтировать в квартире нужно было сантехнику, батареи и электрику. Готовить квартиру сопровождаемого проживания к заселению помогали волонтеры и спонсоры.
«Первого апреля мы туда только заселились. И поэтому с соседями пока только познакомились. Сейчас они смотрят на нас с опаской, но мы хотим пригласить их скоро на новоселье. Думаем, что растопим этот лед. Покажем, что это такие же люди. Даже еще более сердечные и отзывчивые», — делится президент фонда «Дети в беде».
Социализация людей с инвалидностью
Чтобы помочь своим подопечным жить отдельно от родителей, НКО также развивает сразу несколько проектов, посвященных социализации людей с ментальной инвалидностью и даже обеспечивающих их работой.
«Если говорить про трудоустройство, то это очень сложно для тех, у кого задержка в развитии. Но у нас есть трудовая занятость, которую мы оплачиваем ребятам», — поясняет Галина Морозова.
Так, в центре социально-трудовой реабилитации «Теплый дом» есть ремесленная мастерская «Творим с душой», где подопечные фонда работают на гончарном круге, делают фигурки из стекла и деревянное лото. Эти изделия потом продают на ярмарках. В планах у фонда выйти на большой рынок и зарегистрировать свой товарный знак.
Еще один проект — уникальный для области — антикафе «У друзей». Это игровая площадка с настольными и компьютерными играми, караоке и другими активностями, куда может прийти любой человек, чтобы провести время. Здесь создана безбарьерная среда, люди с инвалидностью посещают антикафе бесплатно.
Проектов и планов у фонда еще много, сотрудники не хотят останавливаться на достигнутом — они, как отметила Галина Морозова, смотрят на потребности родителей. Например, была проблема со здоровьем зубов у мам-одиночек, и ее решили — договорились с клиниками-спонсорами о бесплатном протезировании. А для решения проблемы досуга семей, где есть дети с инвалидностью, фонд привлек их к шитью русских сарафанов для выставки.
Но самая главная мечта, по словам руководителя НКО, — чтобы реабилитационные центры и квартиры сопровождаемого проживания, подобные тем, что успел открыть фонд «Дети в беде», появились в каждом регионе. И чтобы они были доступны для людей, которые живут в отдаленных местах страны. Ну и конечно, чтобы опыт Волгограда в этом пригодился.