«Кажется, что искусственный интеллект появился буквально два года назад из ниоткуда, но это не так. ИИ появился еще в 1943 году, а в 1997 году такой суперкомпьютер обыграл в шахматы чемпиона мира Гарри Каспарова (иноагент, включен в перечень террористов и экстремистов. — Прим. АСИ). Об этом писали во всех газетах», — рассказывает Михаил Письменный, генеральный директор и основатель компании Redermio (GIVR).
С чего все началось
В 1958 году появилась самая первая нейросеть, которая называлась Perceptron. Но в те времена не было ни массива данных, ни достаточных мощностей, чтобы ее поддерживать, поэтому настоящий прорыв произошел в 2012 году, когда нейросеть AlexNet победила в конкурсе ImageNet. Суть задания заключалась в следующем: нейросети предлагалось огромное количество фотографий, а она должна была описать, что на них изображено. AlexNet показала мыслимые и немыслимые результаты, обогнав все аналогичные нейросети.
Почему так произошло?
По словам Письменного, совпали три фактора:
- Появились видеокарты, которые дали необходимые вычислительные мощности для развития нейросетей.
- В интернете накопилось огромное количество данных: фото, текста и видео.
- Алгоритмы научились работать с глубокими сетями, не теряя обучающий сигнал.
«Современные нейросети, конечно, все еще не могут достичь уровня головного мозга. Потому что у компьютера память существует отдельно от процессора и данные каждый раз гоняются туда-сюда», — объясняет Михаил.
По мнению Письменного, использование человеком нейросетей — эволюционный процесс. Раньше человеку не хватало зубов и когтей, и он создал ножи. Затем человеку стало холодно, и он создал одежду. Теперь человечеству не хватает интеллекта, чтобы обработать весь объем поступающей информации, поэтому и появился искусственный интеллект.
Как нейросети могут помочь в работе
Важно! Обязательно задавайте роль нейросети перед тем, как описать свой запрос. Например: «Ты — руководитель НКО с 10-летним стажем». После этого прописывайте свой запрос, объясняя ИИ задачу, которую он должен для вас выполнить. В дополнение к заданию можно попросить ИИ учитывать конкретные факторы и отмечать отдельные моменты по мере анализа.
Если для ChatGPT составить правильный промпт (формулировка, позволяющая нейросети понять, что от нее нужно), для юриста нейросеть может проанализировать, например, юридический текст договора на предмет соответствия законодательству РФ и специфике деятельности НКО.
Для бухгалтера нейросеть может подготовить финансовый отчет и справки на основе Excel-таблиц, автоматизировать разбор выгрузок из платежных систем, проверить соответствие расходов по целевым статьям, подсказать, как планировать бюджет, расшифровать и объяснить бухгалтерские понятия для сотрудников организации.
Фандрайзеру ИИ может сгенерировать идеи для фандрайзинговых кампаний, создать персонализированные письма и сообщения, сегментировать базы доноров по поведению, спрогнозировать вероятность следующего пожертвования или оттока, сгенерировать отчеты об эффективности сборов.
Для координатора нейросеть создаст чек-листы, регламенты и инструкции, подготовит шаблоны писем, спланирует мероприятия, составит расписание для волонтеров, обработает обратную связь и предложения, создаст шаблоны для документов и заявок, автоматизирует ведение проектной документации.
Для дизайнеров ИИ может генерировать макеты, баннеры, сторис и графики, адаптировать дизайн под разные форматы соцсетей, создавать шаблоны благодарственных писем и презентаций, предлагать цвета, шрифты и композиции под фирменный стиль фонда, адаптировать креатив под разные аудитории и платформы.

Чат-боты
Искусственный интеллект может помогать организации и за пределами ChatGPT. Таким помощником может стать чат-бот, который помогает фонду быть на связи с подопечными в любое время. Он отвечает на частые вопросы, подсказывает, как получить помощь и куда обратиться.
Почему каждой НКО нужен чат-бот?
- Бот мгновенно отвечает благополучателям на все самые часто задаваемые вопросы, освобождая время сотрудников организации, которые могут потратить его на более важные задачи.
- Через чат-бот можно собирать обратную связь: благополучатели анонимно и безопасно могут оставить отзыв или рассказать о проблеме. Это помогает команде фонда своевременно реагировать на ошибки.
- Бот повышает прозрачность процессов, рассказывая донорам, волонтерам и подопечным об условиях участия, формах поддержки, этапах рассмотрения заявок и так далее.
Пример промпта для бота: «Ты — заботливый помощник от команды благотворительного фонда. Твоя задача — поддерживать подопечных, отвечая на частые вопросы, подсказывая, куда лучше обратиться, объясняя всю подноготную простыми словами. Говори спокойно и по-человечески, избегай формального тона. Не давай медицинских или юридических советов, в таких случаях отправляй к координатору. Если ты не знаешь ответа на вопрос, признайся в этом и предложи обратиться к кому-нибудь из команды фонда. Не используй сложные формулировки, не извиняйся без повода и будь вежливым, внимательным и чутким».
Проблемы, с которыми можно столкнуться
– Производительность ИИ падает почти вдвое, если задача дается по частям. Лучше загрузить полный запрос сразу же, в первом сообщении.
– Модель делает предположения на старте, а дальше как будто не замечает, что ошиблась. В таком случае закройте чат, откройте его снова и скорректируйте запрос так, чтобы ИИ не повторил эту ошибку вновь.
– Нейросеть фокусируется на первом ответе, даже если потом вы все объяснили правильно. Не пытайтесь переубедить модель, прося подумать еще или переформулировать. Закрывайте чат и переделывайте изначальный промпт.
– Если в промпте отсутствует вся информация (дается только кусочек), ИИ додумает остальное от себя и закономерно ошибется в ответе. Сначала дайте всю информацию, а уже потом задайте вопрос.
– Чем длиннее диалог, тем хуже результат. Разбивайте запрос на подтемы и перезаходите в чат, а не увеличивайте число «шагов» в уже существующем.
Советы
- Если разговор с ИИ зашел не туда, начните все заново.
- Просите модель проверить себя, задавая дополнительные вопросы.
- Делайте текстовые сводки по ходу диалога, примерно каждые два-три шага, как бы подытоживая то, что уже было проанализировано.
- Упрощайте шаги, проговаривая промежуточные результаты: «Что мы знаем на этом этапе? Что остается непонятным?»
- Предлагайте модели сравнивать текущую позицию с изначальной.
- Если диалог идет хорошо и вам не хочется начинать его сначала, попросите нейросеть забыть последние три шага, вернувшись в точку Х.
- Если вам нужны возможные гипотезы, попросите перечислить их, не делая выводов, чтобы ИИ не зациклился на них.
Все эти проблемы возникают потому, что нейросеть не думает как человек, не может признать свою ошибку и из-за этого продолжает рассуждение, даже если в его сути — ошибочное утверждение.
Подробнее ознакомиться со всеми лайфхаками и узнать больше о том, как общаться с нейросетями, можно в презентации Михаила по ссылке.
А посмотреть запись встречи медиаклуба можно здесь.
Медиацентр «АСИ — Благосфера» — совместный проект Центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. С помощью разных медиаформатов он продвигает в обществе идеи благотворительности, социальной ответственности, социальной активности граждан.
Один из таких форматов — медиаклуб, в котором проводятся обучающие, дискуссионные и просветительские мероприятия для НКО, сообществ, граждан.
Встречи медиаклуба «АСИ — Благосфера» проводятся в рамках проекта «ПРОявления НКО: информация, смыслы, комьюнити», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.