19 июня 2025 года на Петербургском международном экономическом форуме прошла сессия «Вклад НКО в социально-экономическое развитие в России и других странах. Вопросы этики и масштабирования новых технологий».
По словам модератора сессии Елены Тополевой-Солдуновой, председателя комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора, соучредителя и гендиректора благотворительного фонда «Доброта Севера» и директора Агентства социальной информации, суть сессии в том, чтобы посмотреть на некоммерческий сектор как на экономического игрока, который вносит свой вклад в ВВП страны. За счет чего этот вклад получается и в чем заключается экономическая роль некоммерческого сектора, обсуждали эксперты России и зарубежных стран.
Вклад некоммерческих организаций в социально-экономическое развитие государства
Как сказала Тополева-Солдунова, за последние годы вклад НКО-сектора в экономику страны вырос уже в два с половиной раза и, по подсчетам Минэкономразвития, составляет 1,65% внутреннего валового продукта (ВВП).
По мнению Кирилла Бабаева, директора Института Китая и современной Азии РАН и президента Национального координационного центра международного делового сотрудничества (НКЦ), российский некоммерческий сектор по сравнению с западным развит недостаточно. У этого есть причина: сектора не было во времена СССР, все пришлось строить с нуля. Чтобы наверстать упущенное, можно обратиться к опыту других стран, которые за те же 30–35 лет смогли выстроить серьезный сектор. В частности, Бабаев привел в пример некоммерческий сектор Китая.
По его словам, в Китае в ответ на любую социально-экономическую проблему в каждой провинции, в каждом городе и муниципалитете создаются некоммерческие организации. Это позволяет государству делить ответственность за решение проблем с обществом. Так в стране появляются большие национальные фонды, например Фонд борьбы с бедностью. За последние 35 лет это помогло вывести из бедности 700 млн человек, а теперь НКО продолжают работать с проблемой точечно, на местах.
К работе китайских НКО привлекают молодежь; та на основе НКО создает стартапы, которые потом либо соединяют с крупным бизнесом, либо передают государству, чтобы оно внедряло и масштабировало новые идеи. Такая технология способствует росту вклада в ВВП страны, отметил Бабаев.
В России тоже есть примеры, когда НКО передает государству свой опыт.
Например, благотворительный фонд «Дети-бабочки», который помогает детям и взрослым с редкими генетическими заболеваниями кожи, а также развивает медицинские, научно-исследовательские и образовательные программы.
Как рассказала Алёна Куратова, руководитель фонда «Дети-бабочки», с 2011 года они накапливали огромное количество информации о подопечных. После этого фонд создал систему, чтобы хранить и анализировать эти данные по тысячам параметров. К 2021 году система стала больше, чем фонд, потому что разрослась до масштабов страны. С ее помощью можно было прогнозировать тяжесть заболевания, потребности в лекарствах и медизделиях и другое. Эти прогнозы пригодились Минпромторгу и производителям медизделий, чтобы считать, сколько всего нужно пациентам.
А по линии импортозамещения такая аналитика позволила государству экономить почти полтора миллиарда рублей в год.
Фото: Towfiqu barbhuiya / Unsplash

Сейчас фонд передает свои технологии подсчета и прогнозирования государству.
«В НКО есть такое огромное количество информации, проанализировав которое государство получит совсем иной уровень аналитики и подхода, что вообще творится в стране. Так, как добирается до получателя социальных услуг НКО, больше никто не делает», — сказала Куратова.
Кроме того, команда фонда «Дети-бабочки» второй год занимается созданием ресурса для сбора и анализа информации, который могла бы использовать любая НКО.
Еще одна возможность НКО вносить вклад в экономику — работа с подопечными. Так, в фонде стали отдельно работать с мамами подопечных детей, это около двух тысяч женщин, рассказала Куратова. Там стараются переводить ментальность мам из «получателя пособий» в «плательщика налогов», помогать им не терять свою профессиональную сторону. А еще благодаря мамам дети улучшают свои клинические показатели, и здесь уже можно говорить о снижении количества госпитализаций, а значит, и снижении нагрузки на государственную систему здравоохранения.
Так что помощь детям, которыми занимаются медицинские фонды, тоже можно считать вкладом НКО в экономику страны. Но это возможно только в том случае, если у фонда достаточно средств для работы. А для этого нужны эффективный фандрайзинг и управление.
За 21 год работы благотворительный фонд «Линия жизни» помог и улучшил качество жизни более 70 тысячам детей, рассказала президент фонда Фаина Захарова.
За это время фонду удалось привлечь для своих программ более пяти миллиардов рублей. Сделать это получилось в том числе благодаря поддержке корпоративных партнеров: у «Линии жизни» есть клуб «Плюс одна жизнь», куда входит более ста компаний.
Стратегия фонда заключается в том, чтобы поддерживать все новейшие технологии, которые появляются в детской медицине и особенно в детской онкологии. Как отметила Фаина, фонд около трех лет поддерживает и развивает эти технологии, до того момента как в работу включается государство и масштабирует их на всю страну. А для пилотирования всех этих новых технологий нужно привлекать как можно больше денег.
«Но для нас благотворительность — это не про печаль, не про слезы, а про энергию жизни», — говорит Захарова.
Именно поэтому фонд старается придумывать интересные и креативные проекты, которые помогают продвигать идею благотворительности и вовлекать в эти проекты большое количество людей.
Так, например, вместе с РЖД фонд продает в поездах открытки с рисунками детей, в том числе подопечных фонда. А так как на российских поездах ездят миллионы человек, только благодаря этой акции «Линия жизни» выручила 440 млн рублей.
А в марте фонд начал новый проект «Путешествие Крузенштерна» при содействии Росрыболовства и Калининградского государственного технического университета. Тогда из Калининграда вышел барк «Крузенштерн», который совершит путешествие вокруг Африки. На борту корабля — выставка из 27 детских рисунков, которую будут демонстрировать гостям барка по маршруту его следования.
Во время остановки в Кейптауне, по словам Захаровой, на выставку выстроилась очередь не только из русскоговорящих людей, но и иностранных граждан.
«Народная дипломатия в действии», — отметила Фаина.
После возвращения барка в порт Калининграда фонд «Линия жизни» проведет благотворительный аукцион в Доме приемов МИДа, на котором продадут детские рисунки, совершившие путешествие, а все вырученные средства будут направлены на приобретение высокотехнологичного оборудования для российских детских больниц.
Партнерство НКО, государства и бизнеса

«Невозможно представить себе эффективную работу некоммерческого сектора и его вклада в экономику без сотрудничества с государством и бизнесом», — заявила Тополева-Солдунова.
Фото: Пелагия Тихонова / РИА Новости
По мнению Александра Журавского, заместителя начальника управления президента РФ по общественным проектам, в России хорошо развита система гражданского общества и партнерских отношений между государством и некоммерческим сектором.
Елена Тополева-Солдунова заметила, что в России очень высокий уровень государственной поддержки некоммерческого сектора. НКО, по мнению Журавского, становятся для государства «моральными и этическими стандартами».
Работая близко к человеку и социуму в целом, они быстро совершенствуют свои проекты с учетом обратной связи от общества. А потом передают эти проекты государству в пакетном формате — с практикой, регуляторикой и отработанной технологией. Так было, например, с долговременным уходом, изначально общественной инициативой фонда «Старость в радость», помощью детям с орфанными заболеваниями, из которых появился государственный фонд «Круг добра», и другими инициативами.
Журавский также сказал, что помощь НКО оказывают и корпорации, которые поддерживают множество социальных проектов.
Юрий Нагорных, директор РЖД по коммуникациям — начальник департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти, рассказал про партнерство с практической точки зрения.
По его словам, компания сотрудничает с большим количеством некоммерческих организаций. И политика спонсорской и благотворительной помощи заключается в том, что компания заключает долгосрочные партнерства с НКО. Сотрудничество с фондом «Линия жизни» — это как раз пример таких длительных отношений, которые позволяют лучше оценивать, какой вклад вносят партнеры в жизни людей и государства. К тому же это оставляет место для гибкости. Так, РЖД, помимо продажи открыток, устраивает благотворительные забеги в поддержку фонда, а в случае необходимости — поддерживает его прямыми благотворительными взносами.
«Лечение детей не зависит от того, что на данный момент происходит в нашей экономике. Оно должно продолжаться постоянно», — считает Нагорных.
Кроме того, так как РЖД — компания транспортная, она поддерживает несколько проектов, которые направлены на то, чтобы помочь тем, кто попадает в сложную жизненную ситуацию на вокзалах или в поездах. Например, благодаря сотрудничеству РЖД с Ассоциацией поиска пропавших детей компания разработала хартию об отношении к детям, находящимся на железных дорогах. Сегодня работник любого российского вокзала знает, как определить, что ребенку нужна помощь, и готов ее оказать.
«Я уверен что вклад НКО в различные аспекты развития страны и уже очень велик, и будет в дальнейшем увеличиваться», — сказал Нагорных.

Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) — это ежегодное деловое мероприятие, которое впервые состоялось в 1997 году. Темы некоммерческого сектора на форуме в первый раз широко обсудили только в 2017 году.
В 2025 году НКО уже посвятили несколько сессий, а еще провели открытый микрофон «День НКО на ПМЭФ». Там НКО могли поделиться обратной связью о работе форума. Так, например, Александра Запевалова, руководитель грантовых проектов благотворительного фонда «Детская миссия», тогда рассказала, что познакомилась с 89 потенциальными партнерами, и про заинтересованность бизнеса сказала так:
«У меня было ощущение, что нас сильно поддерживают и идут нам навстречу. И если раньше некоммерческие организации могли говорить, что нас плохо знают и не слышат, то сейчас у нас нет такой отговорки. Нас знают, нас понимают, нам идут навстречу и нам буквально открыты все двери».