Новости
Новости
10.07.2025
09.07.2025
08.07.2025
18+
Статьи

От неумения читать до аттестата: как людям в соцдомах помогают получить образование

Можно ли научиться читать в 30 лет, если в детстве тебя признали необучаемым? Фонд «Большая перемена» доказывает: все возможно, если создать подходящие условия. И уже несколько лет помогает людям в социальных домах получить необходимые навыки и знания.

образование в социальных домах
Фото: Jeswin Thomas / Unsplash

В России порядка 160 тысяч совершеннолетних людей с ментальными и физическими особенностями живут в социальных домах. Жильцов обеспечивают питанием, ухаживают за ними, организуют творческие и спортивные занятия.

Но социальные дома не могут предоставлять образовательные услуги. В обществе распространен миф о том, что в учреждениях живут необучаемые люди, но на самом деле многие из них хотят и могут учиться. Базовая грамотность — это то, что помогает им перейти на другую форму проживания и жить самостоятельно за пределами учреждения.

Хотя в последние годы тема обучения взрослых людей с ментальными особенностями получает больше внимания, остается еще много вопросов, которые создают препятствия для масштабного решения этой проблемы. 

И тогда на помощь приходят НКО. Например, создают специальные образовательные программы. АСИ попросило Гюльнару Панину, руководителя проекта учебных классов в социальных домах фонда «Большая перемена», рассказать об этой работе.

Вопрос образования

Фонд «Большая перемена» поддерживает людей с опытом сиротства. В том числе подопечным помогают получить образование и необходимые навыки для самостоятельной жизни. До сих пор бывают случаи (хотя их все меньше), когда педагогическая запущенность ребенка с опытом сиротства воспринимается как психические особенности или умственная недостаточность. 

«Представьте, ребенок прожил до 10 лет в неблагополучной семье, и его попросту не учили читать и считать. Очевидно, что на всех возрастных тестах он покажет отставание в развитии, которое потом превратится в диагноз. Тогда этот ребенок окажется в детском доме для детей-инвалидов, наверстать упущенное в детстве у него толком уже не будет возможности», — объясняет эксперт.

Если ребенок живет в семье, родители могут обратиться к специалистам, перевести его на семейное обучение и найти способ наверстать упущенные знания. Но у ребенка в учреждении нет возможности получить такой индивидуальный подход. В итоге вырастают взрослые, не умеющие читать и писать.

Кроме того, в организацию обращаются и подопечные социальных домов — многие из них тоже росли без родителей. Команда фонда включает их в свои проекты.

«Некоторые из тех, кто к нам обращался, почти не умели читать и писать, но мечтали научиться, а некоторые очень хотели выйти из ПНИ и начать жить самостоятельно», — рассказывает Гюльнара Панина.

Такой пробел в знаниях часто появляется, потому что многие люди в социальных домах признаны неспособными к обучению. Но среди них есть люди, которые при определенных условиях обучаться могут.

Образовательный центр «Большой перемены» работает как раз с такими людьми. Там уже прошли обучение около 70 подопечных, и многие из них повысили уровень своей грамотности — иногда с нуля до уровня средней школы. Были даже случаи, когда студенты из ПНИ заканчивали девять классов и колледж.

Если создать необходимые условия для обучения, то все возможно, подчеркивают в фонде.

О каких условиях идет речь

Первое — тот самый индивидуальный подход. Для каждого из студентов фонд разрабатывает личную программу обучения. Специалисты узнают, что именно интересует подопечного, что он уже умеет, какие у него особенности мышления. Занятия проходят в малых группах по три-четыре человека или индивидуально с теми, кому пока трудно работать в группе.

Второй важный момент — прикладной характер занятий. В программе — чтение, развитие речи, счет, письмо. 

«Мы работаем со взрослыми людьми, и, даже если их уровень интеллектуального развития соответствует шести- или восьмилетнему возрасту, у них за плечами большой жизненный опыт. У них взрослые потребности и вопросы: они работают, им важны романтические отношения и чувство собственного достоинства. Поэтому мы стараемся максимально приблизить занятия к жизни», — объясняет Гюльнара Панина.

Фото: Giu Vicente / Unsplash

Например, на занятиях по математике решают задачи про покупки в магазине. Для чтения подбирают или пишут доступные для понимания, но все же недетские тексты. Потому что для самостоятельной жизни важно уметь писать заявления, читать договоры — на этом материале и строится программа обучения.

«Вообще наш мозг удивительно устроен. Я не раз наблюдала, как на занятиях разложение числа 10 на составные части может вызывать огромную трудность, при этом тот же студент вполне точно ответит на вопрос, что такое скидка 50%», — делится эксперт. 

Большой акцент делается на развитии коммуникативных навыков. Слушателей учат новым моделям взаимодействия друг с другом: уважительно разговаривать, не перебивать, задавать вопросы, когда что-то непонятно. 

Очень важна и отработка навыков самоорганизации: готовность к уроку, выполнение домашних заданий, внешний вид. Несмотря на то что занятия проходят в социальных домах, молодых людей просят не приходить на уроки в «тапочках». 

«Уже через несколько месяцев занятий мы стали слышать от сотрудников социальных домов, что с нашими студентами стало проще работать, “они стали понятнее говорить”, “меньше конфликтовать друг с другом и с персоналом”», — рассказывает руководитель проекта учебных классов в социальных домах фонда «Большая перемена».

Мнение учащихся

Как отмечают в фонде, запрос на образование поступает от самих жильцов социальных домов: списки желающих были намного больше числа тех, кого могли взять на проект обучения на первом этапе.

Для начала отобрали тех, у кого был «высокий реабилитационный потенциал», — для них занятия могли принести максимальную практическую пользу. Это прежде всего те, кто готовился к самостоятельному проживанию, и те, у кого может появиться возможность выходить за пределы интерната, работать в городе.

Умение читать и писать помогает таким людям увереннее чувствовать себя в повседневной жизни: ориентироваться в метро, делать покупки, справляться с работой.

Для кого-то важная цель — восстановление дееспособности. Некоторые подопечные были лишены ее в 18 лет, но при поддержке могут развить навыки и вернуть себе правовой статус. Даже если самостоятельное проживание пока невозможно, дееспособность открывает новые возможности: работу без ограничений, свободное перемещение, право принимать решения.

Занятия внутри социальных домов

Долгое время занятия проходили на базе образовательного центра «Большой перемены» в Москве. На занятия подопечные приезжали сами: для них это возможность и выйти за пределы учреждения, и познакомиться с правилами поведения и общения, которые приняты в организации. 

«Ведь педагогические задачи решаются не только (а часто не столько) на уроке, сколько в реальной жизни — на кухне, в прихожей, в коридоре», — рассуждает Гюльнара Панина.

В 2020 году началась пандемия — и занятия перевели в онлайн-формат. Этот опыт частично сохранили: теперь обучение проходит и в очном, и в дистанционном формате.

Но в то же время в фонде понимали, что не все подопечные социальных домов смогут приезжать к ним. Кто-то из них ограничен в дееспособности, кто-то — маломобилен. Об этом говорили и сотрудники учреждений.

Фото: Слава Замыслов / АСИ

В итоге в 2022 году был придуман проект организации учебных классов в партнерстве с социальными домами. Два учреждения откликнулись на эту идею — ГБУ Социальный дом «Нагатино-Садовники» и ГБУ Социальный дом «Чертаново». 

«Фонд разрабатывает программу обучения и оплачивает занятия педагогов, а социальный дом берет на себя обеспечение помещений для занятий, помогает в решении организационных вопросов. Совместно со специалистами социальных домов мы отбирали участников, согласовывали запросы и план занятий. При возникновении сложностей с кем-то из студентов мы вместе обсуждаем ситуацию и ищем решение», — объясняет эксперт.

Перспективы и взгляд в будущее

И все же большинство жителей социальных домов на практике не могут получить образование — мешают пробелы в законодательстве, нехватка финансирования и слабая организационная поддержка. Пока что единственная возможность изменить ситуацию — инициатива отдельных руководителей госучреждений и НКО. 

Но системно эта задача может быть решена только при поддержке государства. Специалисты НКО могут представить пилотные модели, разработать программы, выступить в роли методистов, принять участие в подготовке кадров.

Кадровый вопрос — один из ключевых в решении этой задачи. Педагогов, готовых обучать взрослых людей с ментальными особенностями базовой грамотности, крайне мало. Эксперты уверены: необходимо создавать программы подготовки и переподготовки кадров.

«Мне бы очень хотелось, чтобы возможность учиться и развиваться была у всех проживающих в социальных домах. Развитие — это важная потребность человека, а право на получение образования закреплено в Конституции для всех людей, независимо от особенностей», — заключает Гюльнара Панина.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике

Мы используем файлы cookie и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

Хорошо